Читайте в моём авторском блоге новую статью о прогулках по Мурому: Серьёзная охрана миниатюрного снеговика от новогоднего солнышка с яркими лучами косичками на моей прогулке по Мурому.
Память о великой победе, котёнок скалолаз и поёт зима, аукает.
Снежная Чебурашка, изящная Новогодняя ёлочка и шикарный снеговик с тазиком на голове. Мои прогулки в Муроме.
Самый простой зимний витаминный салатик.
Как я нажарил вкусненькой капустки. Новая закуска к шашлыку.
Bayraktar DIHA unmanned aerial vehicle.
The now well-known Turkish company Baykar Defense (part of the Baykar group) announced the creation of a light reconnaissance unmanned aerial vehicle Bayraktar DIHA (Dikey Iniş Kalkışlı Insansız Hava Aracı) with vertical takeoff and landing. In the video distributed on January 18, 2021 by the company's head Seljuk Bayraktar, two samples of the Bayraktar DIHA device were visible in the company's workshop, but it is unclear whether their flight tests have begun.
Image of the new light reconnaissance unmanned aerial vehicle Bayraktar DIHA (Dikey Iniş Kalkışlı Insansız Hava Aracı) with vertical take-off and landing developed by the Turkish company Baykar Defense
Image of the new light reconnaissance unmanned aerial vehicle Bayraktar DIHA (Dikey Iniş Kalkışlı Insansız Hava Aracı) with vertical takeoff and landing developed by the Turkish company Baykar Defense (c) Baykar Defense
The DIHA device is designed according to the scheme of a flying wing with a span of 5 m and a length of 1.5 m, and has a take-off weight of 30 kg with a payload weight (electron-optical systems) of 5 kg. The vehicle uses four electric motors with propellers for take - off and landing, and a piston motor with a pusher propeller for marching flight. In addition to the vertical, it is possible to land the device horizontally on the fuselage or parachute.
The maximum flight speed of the DIHA UAV is stated to be up to 80 knots (150 km / h), cruising speed - up to 55-60 knots (100-110 km/h), working ceiling - up to 9,000 feet (2,700 m), maximum flight speed - up to 15,000 feet (up to 4,500 m). The range of the UAV under the conditions of radio control from the ground station is 150 km, the flight duration is up to 12 hours. The device can be used in automatic, semi-automatic or fully command control modes.
Беспилотный летательный аппарат Bayraktar DIHA.
Ныне уже широко известная турецкая компания Baykar Defense (входящая в состав группы Baykar) сообщила о создании легкого разведывательного беспилотного летательного аппарата Bayraktar DIHA (Dikey İniş Kalkışlı İnsansız Hava Aracı) с вертикальным взлетом и посадкой. В распространенном 18 января 2021 года руководителем компании Сельджуком Байрактаром видео, в цеху компании были видны два образца аппарата Bayraktar DIHA, однако неясно, начаты ли их летные испытания.
Изображение нового легкого разведывательного беспилотного летательного аппарата Bayraktar DIHA (Dikey İniş Kalkışlı İnsansız Hava Aracı) с вертикальным взлетом и посадкой разработки турецкой компании Baykar Defense
Изображение нового легкого разведывательного беспилотного летательного аппарата Bayraktar DIHA (Dikey İniş Kalkışlı İnsansız Hava Aracı) с вертикальным взлетом и посадкой разработки турецкой компании Baykar Defense (с) Baykar Defense
Аппарат DIHA выполнен по схеме летающего крыла с размахом 5 м и длиной 1,5 м, и имеет взлетный вес 30 кг при массе полезной нагрузки (электронно-оптические системы) 5 кг. Аппарат для взлета и посадки использует четыре электродвигателя с воздушными винтами, а для маршевого полета - поршневой мотор с толкающим винтом. Кроме вертикальной, возможна горизонтальная посадка аппарата на фюзеляж или парашютная.
Максимальная скорость полета БЛА DIHA заявлена до 80 узлов (150 км/ч), крейсерская скорость - до 55-60 узлов (100-110 км/ч), потолок рабочий - до 9000 футов (2700 м), максимальный полоток - до 15000 футов (до 4500 м). Радиус действия БЛА по условиям радиоуправления с наземной станции - 150 км, продолжительность полета до 12 часов. Аппарат может использоваться в автоматическом, полуавтоматическом или полностью командном режимах управления.
Изображение нового легкого разведывательного беспилотного летательного аппарата Bayraktar DIHA (Dikey İniş Kalkışlı İnsansız Hava Aracı) с вертикальным взлетом и посадкой разработки турецкой компании Baykar Defense
Изображение нового легкого разведывательного беспилотного летательного аппарата Bayraktar DIHA (Dikey İniş Kalkışlı İnsansız Hava Aracı) с вертикальным взлетом и посадкой разработки турецкой компании Baykar Defense (с) Baykar Defense
Аппарат DIHA выполнен по схеме летающего крыла с размахом 5 м и длиной 1,5 м, и имеет взлетный вес 30 кг при массе полезной нагрузки (электронно-оптические системы) 5 кг. Аппарат для взлета и посадки использует четыре электродвигателя с воздушными винтами, а для маршевого полета - поршневой мотор с толкающим винтом. Кроме вертикальной, возможна горизонтальная посадка аппарата на фюзеляж или парашютная.
Максимальная скорость полета БЛА DIHA заявлена до 80 узлов (150 км/ч), крейсерская скорость - до 55-60 узлов (100-110 км/ч), потолок рабочий - до 9000 футов (2700 м), максимальный полоток - до 15000 футов (до 4500 м). Радиус действия БЛА по условиям радиоуправления с наземной станции - 150 км, продолжительность полета до 12 часов. Аппарат может использоваться в автоматическом, полуавтоматическом или полностью командном режимах управления.
Реинкарнация «Черного дрозда»: гиперзвуковые самолеты США готовятся к взлету. NI: Новый гиперзвуковой самолет SR-72 скоро может быть поднят в воздух.
Баллистические ракеты - не единственное направление в ОПК, пытающееся использовать технологии гиперзвука. В США уже несколько лет работают над созданием гиперзвукового самолета SR-72. Приверженцы и адепты этого перспективного аппарата утверждают, что «скорость - это новая невидимость». Военный обозреватель «Газеты.Ru» Михаил Ходаренок рассказывает, какое будущее ждет гиперзвуковую авиацию и с какими вызовами сталкиваются ее производители.
Гиперзвуковое оружие, способное осуществлять полет на скоростях в пять раз превышающих скорость звука, сегодня в тренде оборонных промышленных комплексов по всему миру. Китай, Россия и США энергично и относительно открыто реализуют широкий спектр программ гиперзвукового оружия, добавляя масла в огонь растущей гонки вооружений.
Хотя баллистические ракеты большой дальности уже могут развивать гиперзвуковые скорости, они движутся по предсказуемым траекториям и могут быть обнаружены заранее, что дает военным и политическим лидерам время для соответствующей реакции. Кроме того, все большее количество систем противоракетной обороны может быть, по крайней мере, хотя бы частично отражать удары баллистических ракет, пишет издание The National Interest.
Впрочем, гиперзвуковые ракеты - не единственная сфера, где ОПК ведущих стран пытается применить технологии сверхзвуковых скоростей.
Еще в 2013 году исполнительный директор Lockheed Martin Роберт Вайс вызвал ажиотаж, когда сказал изданию Aviation Week, что его авиакосмическая корпорация активно занимается разработкой гиперзвукового самолета. Вайс тогда заявил, что перспективная машина под названием SR-72 пойдет на замену выведенного из эксплуатации легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird («Черный дрозд»).
Как пишет The National Interest, ни один пилотируемый самолет, находящийся в то время в эксплуатации, не мог сравниться с боевыми вылетами SR-71 на предельную дальность со скоростью 3М. До недавнего времени, отмечает издание, SR-71 просто превосходили зенитные управляемые ракеты, выпущенные по ним во время фоторазведки над Северной Кореей и Ближним Востоком. Поскольку боевое применение «Черного дрозда» освещено сравнительно слабо, целесообразно рассказать об этой странице биографии самолета поподробнее.
Боевые стрельбы по SR-71. «Газета.Ru» не располагает данными об обстрелах зенитными ракетными подразделениями самолетов SR-71 в небе Северной Кореи. Что касается боевых действий во Вьетнаме (о них The National Interest почему-то не упоминает), то в тот период самолеты SR-71 вели воздушную разведку территории ДРВ с высот 23-24 тыс. м и действовали только в светлое время суток при ясной и солнечной погоде. При этом скорость их полета над территорией Северного Вьетнама находилась в пределах от 2800 до 3200 км/час (временами до 3700 км/час).
Особенности стрельб зенитных ракетных войск по SR-71 в первую очередь связаны с его большими высотами полета самолета и скоростью.
Высокие тактико-технические и летные характеристики «Черного дрозда» в сочетании с наличием на борту аппаратуры предупреждения об облучении РЛС и пуске ЗУР, а также аппаратуры постановки активных помех обеспечивали эффективное применение машины и малую вероятность ее уничтожения огнем ЗРК, использовавшихся в ту пору во Вьетнаме.
При таких параметрах движения SR-71 для ЗРК СА-75М глубина зоны поражения ограничивалась всего 5-9 км при предельном параметре цели, равном 14-18 км. Необходимая дальность пуска для обеспечения встречи ракеты с самолетом на дальней границе зоны поражения составляла 75-76 км. В этих условиях была возможна стрельба только при отсутствии помех и наведении ЗУР по методу «половинного спрямления» («ПС»).
Для своевременного открытия огня по «Черному дрозду» дальность его обнаружения должна была составлять не менее 100-105 км при подготовке данных с помощью автоматизированного прибора пуска ЗРК СА-75. Фактически средняя дальность обнаружения SR-71 (по опыту работы вьетнамских расчетов) составляла всего 70-75 км.
Это в принципе позволяло производить стрельбу по заранее рассчитанным исходным данным, однако наличие аппаратуры разведки и постановки активных помех давало возможность экипажам «Черных дроздов» своевременно принимать эффективные ответные действия.
Так, через 4-5 с после переключения радиопередатчика команд управления ракетой (РПК) ЗРК СА-75М на антенну на SR-71 включалась аппаратура постановки активных шумовых помех. При этом зенитные ракетные дивизионы, для которых параметр цели был в пределах до 10 км, отметку от самолета на фоне интенсивных помех не наблюдали и могли в этом случае осуществлять наведение ЗУР только по методу «трех точек» («ТТ»).
Дивизионы, для которых параметр воздушного разведчика составлял 10-15 км, наблюдали SR-71 на фоне помех только с дальности 30-40 км, то есть возможность перехода на метод «половинного спрямления» была у них только перед встречей ракеты с целью. Цель на фоне помех наблюдалась на всем маршруте полета дивизионами, для которых параметр составлял более 38-40 км, то есть существенно больше предельного параметра, допустимого для СА-75М.
В 1968-1969 годов зенитные ракетные войска ПВО ДРВ провели 22 стрельбы по стратегическим самолетам-разведчикам SR-71, израсходовав при этом 29 ЗУР В-750 различных модификаций.
Все стрельбы оказались неудачными.
В период боевых действий на Ближнем Востоке в октябре 1973 года, а также и после их прекращения SR-71 совершили несколько разведывательных рейдов над территорией Египта и Сирии, действуя с континентальной части США. Полет в район разведки проходил без промежуточных посадок с пятью-шестью дозаправками в воздухе. Общая протяженность маршрута составляла около 23 тыс. км, полетное время - более 10 часов. В воздушном пространстве над разведываемой территорией ОАР, CAP, Иордании и Ливана самолеты SR-71 находились от 35 до 55 минут, высота полета в районе разведки составляла 20-22 тыс. м, скорость - свыше 3000 км/час.
Зенитные ракетные войска Сирии и Египта стрельб по SR-71 не проводили, так как практически не были обеспечены своевременной радиолокационной информацией, необходимой для приведения зрдн в готовность к пускам ЗУР.
В ходе операции «Огонь в прерии» в апреле 1986 году огонь по SR-71 также не открывался. Самолеты беспрепятственно осуществляли воздушную разведку.
Таким образом, в ходе боевых действий ни один из «Черных дроздов» так и не был поражен огнем зенитных ракетных войск.
Возможный облик SR-72 Теперь новейшие ракеты класса «земля-воздух» делают скорость 3М недостаточной для обеспечения выживания боевого самолета, но гиперзвуковой летательный аппарат может снова опередить угрозы, направленные против него, пишет The National Interest.
SR-72, изображенный на рендере компании Lockheed Martin, характеризовался как самолет, способный осуществлять полет со скоростью в шесть раз превышающей скорость звука.
Однако проблема заключалась не столько в создании самолета, который мог бы развивать гиперзвуковые скорости, сколько в обеспечении того, чтобы он также мог взлетать и осуществлять посадку на более низких скоростях. Напомним, что первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат Х-15, совершавший суборбитальные космические полеты (достигал высоты 108 км) на скорости 6,7М, поднимался в воздух и запускался с помощью стратегического бомбардировщика B-52.
Исполнительный директор Lockheed Martin Роберт Вайс заявил следующее: «...все, что я могу сказать, так это что технология является зрелой и мы, вместе с DARPA, прилагаем все усилия, чтобы получить эту возможность в руки наших военных как можно скорее. Я не могу обозначить какие-либо сроки или любую другую конкретную информацию о возможностях этого самолета. Все это очень деликатно. Мы можем признать возможности, которые есть, но любые особенности программы пока не подлежат оглашению».
Сообщается, что Lockheed и фирма Aerojet Rocketdyne совершили прорыв, разработав двигатель с комбинированным циклом, включающий в себя два турбореактивных двигателя для работы на скоростях ниже 3М и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) для гиперзвуковых крейсерских полетов.
ГПВРД создает тягу за счет всасывания воздуха при движении на сверхзвуковых скоростях. Это означает, что отдельный двигатель должен довести самолет до этих скоростей, прежде чем ГПВРД сможет включиться в работу.
Двигатель с комбинированным циклом делает жизнеспособным решение с двумя двигателями, поскольку турбореактивный двигатель и ГПВРД будут использовать одни и те же воздухозаборники и выпускные сопла.
Роберт Вайс ясно дал понять, что надеется, что Lockheed Martin получит финансирование на строительство однодвигательного пилотируемого испытательного самолета длиной шестьдесят футов (размером с реактивный истребитель), который будет стоить «всего» $1 млрд. Затем это привело бы к разработке действующего двухмоторного SR-72 высотой более ста футов.
В течение шести лет после выступления Роберта Вайса официальные лица Lockheed Martin продолжали привлекать внимание к якобы секретной программе, даже слишком секретной, чтобы ее можно было разглашать публике, в то же время делая заявления, в которых вроде как подразумевалось, что в компании уже построили испытательный стенд SR-72.
Раскрутка компанией Lockheed Martin гиперзвукового самолета, который, возможно, уже существует (или не существует), явно нацелена на выделение дополнительного финансирования.
Это может быть связано с тем, что корпорация реализует проект с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), которое фокусируется на инновационной разработке передовых технологий, зачастую намного опережающих реальные возможности промышленности.
Хотя ВВС США заинтересованы в принятии на вооружение гиперзвуковых самолетов в долгосрочной перспективе, пишет The National Interest, они уже знают, чего они хотят в ближайшем будущем - множество стелс-истребителей F-35 (также построенных Lockheed) и готовящиеся к запуску в серийное производство стратегических бомбардировщиков нового поколения B-21 Raider.
Поскольку ВВС США уже не могут сразу закупить все самолеты, которые ей нужны, найти финансирование для реализации очень дорогой авангардной концепции будет весьма непросто.
Гиперзвуковой бомбардировщик. Аббревиатура Blackbird «SR» расшифровывается как «стратегическая разведка», отражая, что его задача заключалась в том, чтобы незамедлительно проникнуть в защищаемое воздушное пространство и сделать снимки того, что происходит внизу, прежде чем кто-либо сможет переместиться или скрыть объекты разведки. Однако название SR-72, возможно, вводит в заблуждение по ряду причин.
Гиперзвуковой SR-72 почти наверняка будет беспилотным летательным аппаратом. Другими словами, БЛА, обычно получающим в США обозначение «Q».
В какой степени SR-72 будет полагаться на систему «человек в контуре» (что может быть подвержено сбоям) или на заранее запрограммированное управление по сравнению с его собственными автономными алгоритмами, остается интересным вопросом, пишет The National Interest.
Более того, хотя SR-72 будет выполнять роль самолета стратегической разведки, он также наверняка будет предназначаться для ударов по объектам противника, причем с очень малым подлетным временем. Другими словами, это будет бомбардировщик.
Осуществляя полет со скоростью около 4000 миль в час, гиперзвуковой бомбардировщик теоретически может вылететь с базы на континентальной части США и поразить цели, перелетев через Тихий или Атлантический океан всего за 90 минут.
В отличие от различных разрабатываемых гиперзвуковых ракет, он мог затем вернуться на аэродром вылета и подготовлен для дальнейших боевых вылетов.
Роберт Вайс заявил, что с самого начала SR-72 предполагалось, что этот самолет будет обладать «ударными способностями». По имеющимся сведениям, проект SR-72 является продолжением гиперзвукового испытательного стенда Falcon HTV-3 с ракетным двигателем, который был связан с американской программой Быстрого глобального удара.
Тем не менее, экономическая эффективность гиперзвукового бомбардировщика/разведывательного самолета является весьма дискуссионной.
Он наверняка не будет обладать необходимыми характеристиками скрытности полета, поскольку тепло, выделяемое при движении на таких высоких скоростях, сделает подобные самолеты хорошо видимыми для средств разведки. Помимо этого, при скорости М - 5-6 сгорят все радиопоглощающие покрытия.
Таким образом, вероятные противники, скорее всего, обнаружат его приближение, даже если у них будет относительно мало времени для соответствующей реакции.
Хотя он может превосходить возможности современных ракет ПВО, существование SR-72, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию управляемых ракет класса «земля-воздух», способных поражать гиперзвуковые цели.
Используемый в качестве бомбардировщика, SR-72 также потребовал бы дорогостоящей разработки авиационных средств поражения, предназначенных для запуска на таких высоких скоростях.
SR-71 Blackbird был списан (последний раз машина поднималась в воздух в 1998 году), и не заменен никаким другим летательным аппаратом. Воздушная разведка стала не столь востребована из-за улучшения возможностей спутников-шпионов. Кроме того, на оснащение войск поступили БЛА. Хотя их скорость полета не столь велика, степень радиолокационной заметности стала существенно ниже. Кроме того, они на порядки дешевле, а срок их службы намного дольше. К таковым БЛА относится, к примеру, Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Это беспилотный летательный аппарат, созданный с применением технологии стелс по принципу летающее крыло. Буква «R» в названии аппарата означает, что он предназначен для разведки, а «Q» означает «беспилотный аппарат».
Конечно, Blackbird может быстро проникнуть в защищенное воздушное пространство, но дрон-невидимка может делать это медленнее, но устойчиво вращаться вокруг интересующей области, обеспечивая видеопоток в реальном времени в течение нескольких часов.
К слову говоря, Пентагон заключил контракт с корпорацией Northrop Grumman на создание сверхмалых малозаметных БЛА RQ-180 с длительным сроком службы. И это решение может быть воспринято как принятое за счет SR-72.
Напомним, Northrop Grumman RQ-180 - разведывательный БЛА, разработанный компанией в рамках проекта «Joint Unmanned Combat Air Systems» может патрулировать в течение 24 часов на высоте до 18 000 метров.
«RQ-180 представляет собой новое поколение БЛА, предназначенных для действий в условиях противодействия противника, обладающего развитой системой ПВО и ВВС. Главное назначение RQ-180 - осуществление воздушной разведки с применением комплекса современной аппаратуры, включающей в свой состав активные (с АФАР) и пассивные разведывательные системы», - рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Промоутеры SR-72 утверждают, что «скорость - это новая невидимость», что отражает растущую веру в то, что улучшенные сетевые датчики в конечном итоге снизят живучесть самолетов-невидимок, сделав скорость снова более важной в качестве средства защиты.
Учитывая растущий интерес Пентагона ко всем видам гиперзвукового оружия, вполне возможно, что кот Шредингера Lockheed в виде гиперзвукового БЛА может привлечь дополнительное финансирование. Однако это может вступить в противоречие с парадигмой малозаметности, которой в настоящее время придерживаются ВВС США.
«Работы над проектом SR-72 еще очень много. И 2030 год, как дата поступления на оснащение Глобального ударного авиационного командования ВВС США первых самолетов SR-72, выглядит очень оптимистичной», - заключил Константин Макиенко.
Гиперзвуковое оружие, способное осуществлять полет на скоростях в пять раз превышающих скорость звука, сегодня в тренде оборонных промышленных комплексов по всему миру. Китай, Россия и США энергично и относительно открыто реализуют широкий спектр программ гиперзвукового оружия, добавляя масла в огонь растущей гонки вооружений.
Хотя баллистические ракеты большой дальности уже могут развивать гиперзвуковые скорости, они движутся по предсказуемым траекториям и могут быть обнаружены заранее, что дает военным и политическим лидерам время для соответствующей реакции. Кроме того, все большее количество систем противоракетной обороны может быть, по крайней мере, хотя бы частично отражать удары баллистических ракет, пишет издание The National Interest.
Впрочем, гиперзвуковые ракеты - не единственная сфера, где ОПК ведущих стран пытается применить технологии сверхзвуковых скоростей.
Еще в 2013 году исполнительный директор Lockheed Martin Роберт Вайс вызвал ажиотаж, когда сказал изданию Aviation Week, что его авиакосмическая корпорация активно занимается разработкой гиперзвукового самолета. Вайс тогда заявил, что перспективная машина под названием SR-72 пойдет на замену выведенного из эксплуатации легендарного самолета-шпиона SR-71 Blackbird («Черный дрозд»).
Как пишет The National Interest, ни один пилотируемый самолет, находящийся в то время в эксплуатации, не мог сравниться с боевыми вылетами SR-71 на предельную дальность со скоростью 3М. До недавнего времени, отмечает издание, SR-71 просто превосходили зенитные управляемые ракеты, выпущенные по ним во время фоторазведки над Северной Кореей и Ближним Востоком. Поскольку боевое применение «Черного дрозда» освещено сравнительно слабо, целесообразно рассказать об этой странице биографии самолета поподробнее.
Боевые стрельбы по SR-71. «Газета.Ru» не располагает данными об обстрелах зенитными ракетными подразделениями самолетов SR-71 в небе Северной Кореи. Что касается боевых действий во Вьетнаме (о них The National Interest почему-то не упоминает), то в тот период самолеты SR-71 вели воздушную разведку территории ДРВ с высот 23-24 тыс. м и действовали только в светлое время суток при ясной и солнечной погоде. При этом скорость их полета над территорией Северного Вьетнама находилась в пределах от 2800 до 3200 км/час (временами до 3700 км/час).
Особенности стрельб зенитных ракетных войск по SR-71 в первую очередь связаны с его большими высотами полета самолета и скоростью.
Высокие тактико-технические и летные характеристики «Черного дрозда» в сочетании с наличием на борту аппаратуры предупреждения об облучении РЛС и пуске ЗУР, а также аппаратуры постановки активных помех обеспечивали эффективное применение машины и малую вероятность ее уничтожения огнем ЗРК, использовавшихся в ту пору во Вьетнаме.
При таких параметрах движения SR-71 для ЗРК СА-75М глубина зоны поражения ограничивалась всего 5-9 км при предельном параметре цели, равном 14-18 км. Необходимая дальность пуска для обеспечения встречи ракеты с самолетом на дальней границе зоны поражения составляла 75-76 км. В этих условиях была возможна стрельба только при отсутствии помех и наведении ЗУР по методу «половинного спрямления» («ПС»).
Для своевременного открытия огня по «Черному дрозду» дальность его обнаружения должна была составлять не менее 100-105 км при подготовке данных с помощью автоматизированного прибора пуска ЗРК СА-75. Фактически средняя дальность обнаружения SR-71 (по опыту работы вьетнамских расчетов) составляла всего 70-75 км.
Это в принципе позволяло производить стрельбу по заранее рассчитанным исходным данным, однако наличие аппаратуры разведки и постановки активных помех давало возможность экипажам «Черных дроздов» своевременно принимать эффективные ответные действия.
Так, через 4-5 с после переключения радиопередатчика команд управления ракетой (РПК) ЗРК СА-75М на антенну на SR-71 включалась аппаратура постановки активных шумовых помех. При этом зенитные ракетные дивизионы, для которых параметр цели был в пределах до 10 км, отметку от самолета на фоне интенсивных помех не наблюдали и могли в этом случае осуществлять наведение ЗУР только по методу «трех точек» («ТТ»).
Дивизионы, для которых параметр воздушного разведчика составлял 10-15 км, наблюдали SR-71 на фоне помех только с дальности 30-40 км, то есть возможность перехода на метод «половинного спрямления» была у них только перед встречей ракеты с целью. Цель на фоне помех наблюдалась на всем маршруте полета дивизионами, для которых параметр составлял более 38-40 км, то есть существенно больше предельного параметра, допустимого для СА-75М.
В 1968-1969 годов зенитные ракетные войска ПВО ДРВ провели 22 стрельбы по стратегическим самолетам-разведчикам SR-71, израсходовав при этом 29 ЗУР В-750 различных модификаций.
Все стрельбы оказались неудачными.
В период боевых действий на Ближнем Востоке в октябре 1973 года, а также и после их прекращения SR-71 совершили несколько разведывательных рейдов над территорией Египта и Сирии, действуя с континентальной части США. Полет в район разведки проходил без промежуточных посадок с пятью-шестью дозаправками в воздухе. Общая протяженность маршрута составляла около 23 тыс. км, полетное время - более 10 часов. В воздушном пространстве над разведываемой территорией ОАР, CAP, Иордании и Ливана самолеты SR-71 находились от 35 до 55 минут, высота полета в районе разведки составляла 20-22 тыс. м, скорость - свыше 3000 км/час.
Зенитные ракетные войска Сирии и Египта стрельб по SR-71 не проводили, так как практически не были обеспечены своевременной радиолокационной информацией, необходимой для приведения зрдн в готовность к пускам ЗУР.
В ходе операции «Огонь в прерии» в апреле 1986 году огонь по SR-71 также не открывался. Самолеты беспрепятственно осуществляли воздушную разведку.
Таким образом, в ходе боевых действий ни один из «Черных дроздов» так и не был поражен огнем зенитных ракетных войск.
Возможный облик SR-72 Теперь новейшие ракеты класса «земля-воздух» делают скорость 3М недостаточной для обеспечения выживания боевого самолета, но гиперзвуковой летательный аппарат может снова опередить угрозы, направленные против него, пишет The National Interest.
SR-72, изображенный на рендере компании Lockheed Martin, характеризовался как самолет, способный осуществлять полет со скоростью в шесть раз превышающей скорость звука.
Однако проблема заключалась не столько в создании самолета, который мог бы развивать гиперзвуковые скорости, сколько в обеспечении того, чтобы он также мог взлетать и осуществлять посадку на более низких скоростях. Напомним, что первый пилотируемый гиперзвуковой летательный аппарат Х-15, совершавший суборбитальные космические полеты (достигал высоты 108 км) на скорости 6,7М, поднимался в воздух и запускался с помощью стратегического бомбардировщика B-52.
Исполнительный директор Lockheed Martin Роберт Вайс заявил следующее: «...все, что я могу сказать, так это что технология является зрелой и мы, вместе с DARPA, прилагаем все усилия, чтобы получить эту возможность в руки наших военных как можно скорее. Я не могу обозначить какие-либо сроки или любую другую конкретную информацию о возможностях этого самолета. Все это очень деликатно. Мы можем признать возможности, которые есть, но любые особенности программы пока не подлежат оглашению».
Сообщается, что Lockheed и фирма Aerojet Rocketdyne совершили прорыв, разработав двигатель с комбинированным циклом, включающий в себя два турбореактивных двигателя для работы на скоростях ниже 3М и гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ГПВРД) для гиперзвуковых крейсерских полетов.
ГПВРД создает тягу за счет всасывания воздуха при движении на сверхзвуковых скоростях. Это означает, что отдельный двигатель должен довести самолет до этих скоростей, прежде чем ГПВРД сможет включиться в работу.
Двигатель с комбинированным циклом делает жизнеспособным решение с двумя двигателями, поскольку турбореактивный двигатель и ГПВРД будут использовать одни и те же воздухозаборники и выпускные сопла.
Роберт Вайс ясно дал понять, что надеется, что Lockheed Martin получит финансирование на строительство однодвигательного пилотируемого испытательного самолета длиной шестьдесят футов (размером с реактивный истребитель), который будет стоить «всего» $1 млрд. Затем это привело бы к разработке действующего двухмоторного SR-72 высотой более ста футов.
В течение шести лет после выступления Роберта Вайса официальные лица Lockheed Martin продолжали привлекать внимание к якобы секретной программе, даже слишком секретной, чтобы ее можно было разглашать публике, в то же время делая заявления, в которых вроде как подразумевалось, что в компании уже построили испытательный стенд SR-72.
Раскрутка компанией Lockheed Martin гиперзвукового самолета, который, возможно, уже существует (или не существует), явно нацелена на выделение дополнительного финансирования.
Это может быть связано с тем, что корпорация реализует проект с Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), которое фокусируется на инновационной разработке передовых технологий, зачастую намного опережающих реальные возможности промышленности.
Хотя ВВС США заинтересованы в принятии на вооружение гиперзвуковых самолетов в долгосрочной перспективе, пишет The National Interest, они уже знают, чего они хотят в ближайшем будущем - множество стелс-истребителей F-35 (также построенных Lockheed) и готовящиеся к запуску в серийное производство стратегических бомбардировщиков нового поколения B-21 Raider.
Поскольку ВВС США уже не могут сразу закупить все самолеты, которые ей нужны, найти финансирование для реализации очень дорогой авангардной концепции будет весьма непросто.
Гиперзвуковой бомбардировщик. Аббревиатура Blackbird «SR» расшифровывается как «стратегическая разведка», отражая, что его задача заключалась в том, чтобы незамедлительно проникнуть в защищаемое воздушное пространство и сделать снимки того, что происходит внизу, прежде чем кто-либо сможет переместиться или скрыть объекты разведки. Однако название SR-72, возможно, вводит в заблуждение по ряду причин.
Гиперзвуковой SR-72 почти наверняка будет беспилотным летательным аппаратом. Другими словами, БЛА, обычно получающим в США обозначение «Q».
В какой степени SR-72 будет полагаться на систему «человек в контуре» (что может быть подвержено сбоям) или на заранее запрограммированное управление по сравнению с его собственными автономными алгоритмами, остается интересным вопросом, пишет The National Interest.
Более того, хотя SR-72 будет выполнять роль самолета стратегической разведки, он также наверняка будет предназначаться для ударов по объектам противника, причем с очень малым подлетным временем. Другими словами, это будет бомбардировщик.
Осуществляя полет со скоростью около 4000 миль в час, гиперзвуковой бомбардировщик теоретически может вылететь с базы на континентальной части США и поразить цели, перелетев через Тихий или Атлантический океан всего за 90 минут.
В отличие от различных разрабатываемых гиперзвуковых ракет, он мог затем вернуться на аэродром вылета и подготовлен для дальнейших боевых вылетов.
Роберт Вайс заявил, что с самого начала SR-72 предполагалось, что этот самолет будет обладать «ударными способностями». По имеющимся сведениям, проект SR-72 является продолжением гиперзвукового испытательного стенда Falcon HTV-3 с ракетным двигателем, который был связан с американской программой Быстрого глобального удара.
Тем не менее, экономическая эффективность гиперзвукового бомбардировщика/разведывательного самолета является весьма дискуссионной.
Он наверняка не будет обладать необходимыми характеристиками скрытности полета, поскольку тепло, выделяемое при движении на таких высоких скоростях, сделает подобные самолеты хорошо видимыми для средств разведки. Помимо этого, при скорости М - 5-6 сгорят все радиопоглощающие покрытия.
Таким образом, вероятные противники, скорее всего, обнаружат его приближение, даже если у них будет относительно мало времени для соответствующей реакции.
Хотя он может превосходить возможности современных ракет ПВО, существование SR-72, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию управляемых ракет класса «земля-воздух», способных поражать гиперзвуковые цели.
Используемый в качестве бомбардировщика, SR-72 также потребовал бы дорогостоящей разработки авиационных средств поражения, предназначенных для запуска на таких высоких скоростях.
SR-71 Blackbird был списан (последний раз машина поднималась в воздух в 1998 году), и не заменен никаким другим летательным аппаратом. Воздушная разведка стала не столь востребована из-за улучшения возможностей спутников-шпионов. Кроме того, на оснащение войск поступили БЛА. Хотя их скорость полета не столь велика, степень радиолокационной заметности стала существенно ниже. Кроме того, они на порядки дешевле, а срок их службы намного дольше. К таковым БЛА относится, к примеру, Lockheed Martin RQ-170 Sentinel. Это беспилотный летательный аппарат, созданный с применением технологии стелс по принципу летающее крыло. Буква «R» в названии аппарата означает, что он предназначен для разведки, а «Q» означает «беспилотный аппарат».
Конечно, Blackbird может быстро проникнуть в защищенное воздушное пространство, но дрон-невидимка может делать это медленнее, но устойчиво вращаться вокруг интересующей области, обеспечивая видеопоток в реальном времени в течение нескольких часов.
К слову говоря, Пентагон заключил контракт с корпорацией Northrop Grumman на создание сверхмалых малозаметных БЛА RQ-180 с длительным сроком службы. И это решение может быть воспринято как принятое за счет SR-72.
Напомним, Northrop Grumman RQ-180 - разведывательный БЛА, разработанный компанией в рамках проекта «Joint Unmanned Combat Air Systems» может патрулировать в течение 24 часов на высоте до 18 000 метров.
«RQ-180 представляет собой новое поколение БЛА, предназначенных для действий в условиях противодействия противника, обладающего развитой системой ПВО и ВВС. Главное назначение RQ-180 - осуществление воздушной разведки с применением комплекса современной аппаратуры, включающей в свой состав активные (с АФАР) и пассивные разведывательные системы», - рассказал «Газете.Ru» заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.
Промоутеры SR-72 утверждают, что «скорость - это новая невидимость», что отражает растущую веру в то, что улучшенные сетевые датчики в конечном итоге снизят живучесть самолетов-невидимок, сделав скорость снова более важной в качестве средства защиты.
Учитывая растущий интерес Пентагона ко всем видам гиперзвукового оружия, вполне возможно, что кот Шредингера Lockheed в виде гиперзвукового БЛА может привлечь дополнительное финансирование. Однако это может вступить в противоречие с парадигмой малозаметности, которой в настоящее время придерживаются ВВС США.
«Работы над проектом SR-72 еще очень много. И 2030 год, как дата поступления на оснащение Глобального ударного авиационного командования ВВС США первых самолетов SR-72, выглядит очень оптимистичной», - заключил Константин Макиенко.
The reincarnation of "Blackbird": hypersonic aircraft of the United States is ready to take off. NI: The new SR-72 hypersonic aircraft may soon be airborne.
Ballistic missiles are not the only direction in the defense industry that is trying to use hypersound technologies. The US has been working on the creation of the SR-72 hypersonic aircraft for several years. Proponents of and adherents of this perspective of the device claim that "speed is the new stealth". Military observer " of the Newspaper.En " Mikhail Khodarenok tells us what the future holds for hypersonic aviation and what challenges its manufacturers face.
Hypersonic weapons, capable of flying at speeds five times faster than the speed of sound, are now in the trend of defense industrial complexes around the world. China, Russia, and the United States are vigorously and relatively openly implementing a wide range of hypersonic weapons programs, adding fuel to the growing arms race.
Although long-range ballistic missiles can already reach hypersonic speeds, they move along predictable trajectories and can be detected in advance, giving military and political leaders time to react accordingly. In addition, an increasing number of missile defense systems can be at least partially repel the attacks of ballistic missiles, writes the publication The National Interest.
However, hypersonic missiles are not the only area where the defense industry of leading countries is trying to apply supersonic speed technologies.
Back in 2013, Lockheed Martin chief executive Robert Weiss caused a stir when he told Aviation Week that his aerospace corporation was actively developing a hypersonic aircraft. Weiss then said that a promising machine called the SR-72 will replace the decommissioned legendary spy plane SR-71 Blackbird ("Blackbird").
According to The National Interest, no manned aircraft, which was in operation at that time, could not compare with the combat sorties of the SR-71 at the maximum range at a speed of 3M. Until recently, the publication notes, the SR-71 simply surpassed the anti-aircraft guided missiles fired at them during photo reconnaissance over North Korea and the Middle East. Since the combat use of the "Blackbird" is relatively poorly covered, it is advisable to tell about this page of the biography of the aircraft in more detail.
Live firing on the SR-71. "Newspaper.Ru" does not have data on the firing of anti-aircraft missile units of SR-71 aircraft in the sky of North Korea. As for the fighting in Vietnam (for some reason, The National Interest does not mention them), at that time the SR-71 aircraft conducted aerial reconnaissance of the territory of the DRV from altitudes of 23-24 thousand meters. m and only operated during daylight hours in clear and sunny weather. At the same time, the speed of their flight over the territory of North Vietnam was in the range from 2800 to 3200 km / h (sometimes up to 3700 km / h).
The features of the anti-aircraft missile forces firing on the SR-71 are primarily related to its high altitudes and speed of the aircraft.
High performance and flight characteristics of the "Blackbird" in combination with the presence on Board of apparatus warning receiver radar and launch missiles, and equipment setting jamming effectively use the car and the low probability of its destruction by fire of the SAM used at that time in Vietnam.
With such parameters of movement of the SR-71 for the SA-75M SAM, the depth of the affected area was limited to only 5-9 km with a maximum target parameter of 14-18 km. The required launch range to ensure that the missile meets the aircraft at the far edge of the affected area was 75-76 km. In these conditions, it was possible to shoot only in the absence of interference and the guidance of the missile by the method of "half straightening" ("PS").
For the timely opening of fire on the "Blackbird", the range of its detection should have been at least 100-105 km when preparing data using the automated launch device of the SA-75 SAM. In fact, the average detection range of the SR-71 (according to the experience of the Vietnamese calculations) was only 70-75 km.
This, in principle, allowed firing on pre-calculated initial data, but the presence of reconnaissance equipment and the setting of active interference made it possible for the crews of the Blackbirds to take effective response actions in a timely manner.
So, after 4-5 seconds after switching the radio transmitter of the missile control commands (RPK) The SA-75M air defense system included active noise jamming equipment on the SR-71 antenna. While anti-aircraft missile divisions, for which the target parameter was in the range of 10 km, the mark of the plane on a background of intense noise is not observed and could in this case exercise guided missiles only by the method of "three points" ("TT").
The divisions, for which the parameter of the air scout was 10-15 km, observed the SR-71 against the background of interference only from a range of 30-40 km, that is, they had the opportunity to switch to the "half-straightening" method only before the missile met the target. The target against the background of interference was observed on the entire flight route by divisions for which the parameter was more than 38-40 km, that is, significantly more than the limit parameter allowed for the SA-75M.
In 1968-1969, the anti-aircraft missile forces of the DRV Air Defense conducted 22 shots at strategic reconnaissance aircraft SR-71, while expending 29 B-750 missiles of various modifications.
All the shootings were unsuccessful.
During the period of hostilities in the Middle East in October 1973, as well as after their termination, SR-71 made several reconnaissance raids over Egypt and Syria, operating from the continental United States. The flight to the reconnaissance area took place without intermediate landings with five or six refueling operations in the air. The total length of the route was about 23 thousand km, the flight time was more than 10 hours. In the airspace over the reconnaissance territory of the UAR, CAP, Jordan and Lebanon, the SR-71 aircraft were from 35 to 55 minutes, the flight altitude in the reconnaissance area was 20-22 thousand meters. m, speed-over 3000 km / h.
The anti-aircraft missile forces of Syria and Egypt did not fire at the SR-71,as they were practically not provided with timely radar information necessary to bring the anti-aircraft missile systems in readiness for missile launches.
During Operation Prairie Fire in April 1986, no fire was opened on SR-71 either. The planes carried out aerial reconnaissance without hindrance.
Thus, during the fighting, none of the "Blackbirds"was ever hit by anti-aircraft missile fire.
Possible appearance of the SR-72 Now the latest surface-to-air missiles make the speed of 3M insufficient to ensure the survival of the combat aircraft, but the hypersonic aircraft can again outstrip the threats directed against it, writes The National Interest.
The SR-72, pictured in a Lockheed Martin rendering, was described as an aircraft capable of flying at six times the speed of sound.
The challenge, however, was not so much to build an aircraft that could reach hypersonic speeds, but to ensure that it could also take off and land at lower speeds. Recall that the first manned hypersonic aircraft X-15, which made suborbital space flights (reached an altitude of 108 km) at a speed of 6.7 M, rose into the air and was launched with the help of a strategic bomber B-52.
Lockheed Martin Chief Executive Robert Weiss said: "... all I can say is that the technology is mature and we, along with DARPA, are working hard to get this capability into the hands of our military as soon as possible. I cannot give any timeline or any other specific information about the capabilities of this aircraft. It's all very delicate. We can recognize the opportunities that exist, but any features of the program are not yet subject to disclosure."
It is reported that Lockheed and Aerojet Rocketdyne have made a breakthrough by developing a combined cycle engine, including two turbojet engines for operating at speeds below 3M and a hypersonic ramjet engine (GPVRD) for hypersonic cruising flights.
Scramjet creates thrust by the air intake when travelling at supersonic speeds. This means that a single engine has to bring the aircraft up to speed before the scramjet would be able to join in the work.
The combined cycle engine makes a viable two-engine solution, since the turbojet and the gas turbine engine will use the same air intakes and exhaust nozzles.
Robert Weiss has made it clear that he hopes Lockheed Martin will get funding to build a single-engine manned test aircraft sixty feet long (the size of a jet fighter), which will cost "only" $1 billion. This would then lead to the development of a functioning twin-engined SR-72 over a hundred feet tall.
For six years after Robert Weiss ' speech, Lockheed Martin officials continued to draw attention to the supposedly secret program, even if it was too secret to be disclosed to the public, while at the same time making statements that seemed to imply that the company had already built an SR-72 test bed.
Lockheed Martin's promotion of a hypersonic aircraft that may or may not already exist is clearly aimed at allocating additional funding.
This may be due to the fact that the corporation is implementing a project with the Office of Advanced Research Projects of the US Department of Defense (DARPA), which focuses on the innovative development of advanced technologies, often far ahead of the real capabilities of the industry.
Комментариев нет:
Отправить комментарий