Читайте в моём авторском блоге новую статью о прогулках по Мурому: Грустный пупсик и поездка в Москву с трескучими морозами.
Умка вместе с пингвинами и другие весёлые рисунки маленького городка под названием Муром.
Оберег от угона авто и ограбление посреди бела дня.
Turkish company Baykar Technologies has started mass production of high-altitude long-range drones Acinci, the company's technical director Selcuk Bayraktar told CNN.
- The drone is able to detect targets that are inaccessible to the human eye, intercept air targets and carry out bombing. The adoption of it will reduce the load on manned aircraft, " Turkish Defense Minister Ismail Demir added.
The Acinci long-range reconnaissance and strike drone has a wingspan of 20.6 meters, a take-off weight of 4.5 tons and a flight duration of 24 hours. The drone is equipped with an AFAR radar, six computers with artificial intelligence, a guidance system and six weapon suspension points with a total weight of 1,350 kilograms. Acinci can use air-to-air missiles and barrage ammunition for ground strikes. The UAV is equipped with AI-450T turboprop engines of Ukrainian production.
The first flight of the drone took place in December 2019. In 2020, the second flight prototype passed a full test program - in particular, it rose to 12 kilometers.
Турецкая компания Baykar Technologies начала серийное производство высотных дальних беспилотников Acinci, сообщил CNN технический директор компании Сельчук Байрактар.
- Дрон способен обнаруживать цели, недоступные человеческому глазу, перехватывать воздушные цели и осуществлять бомбардировку. Принятие его на вооружение позволит снизить нагрузку на пилотируемую авиацию, - добавил министр обороны Турции Исмаил Демир.
Дальний разведывательно-ударный беспилотник Acinci имеет размах крыльев 20,6 метра, взлетную массу 4,5 тонны и продолжительность полета 24 часа. Дрон оснащен радаром с АФАР, шестью компьютерами с искусственным интеллектом, системой наведения и шестью точками подвески вооружения общей массой 1350 килограммов. Acinci может использовать ракеты "воздух-воздух" и барражирующие боеприпасы для ударов по земле. На беспилотнике установлены турбовинтовые двигатели АИ-450Т украинского производства.
Первый полет дрона состоялся в декабре 2019 года. В 2020-м второй летный прототип прошел полную программу испытаний - в частности, он поднялся на 12 километров.
Читайте в моём авторском блоге новую статью о прогулках по Мурому: Украшение номер один в машинах, дед Мороз и Снегурочка из Африки на прогулке по Мурому.
Умный белый медвежонок, китайский "супер крепёж" для вашего авто и моя маленькая прогулочка по Мурому.
Вечные качели для пупсиков, снеговики Муромских дворов и портрет инопланетянина.
Чудесный котик с недовольными лапками, Муромские новогодние ёлки и снеговик с пушистой шевелюрой.
Смотрите моё новое видео: Прогулка по зимнему монастырю в Муроме и зимним паркам.
Смотрите моё новое видео: Барри! Кто самый лучший щеночек на свете?
Память о великой победе, котёнок скалолаз и поёт зима, аукает.
Снежная Чебурашка, изящная Новогодняя ёлочка и шикарный снеговик с тазиком на голове. Мои прогулки в Муроме.
Самый простой зимний витаминный салатик.
Как я нажарил вкусненькой капустки. Новая закуска к шашлыку.
Ту-22М3 провел испытательные стрельбы "убийцами авианосцев".
Ракету воздушного базирования Х-32 приняли на вооружение в 2016 году, штатным носителем боеприпаса должен стать модернизированный Ту-22М3М, два опытных образца которого проходят летные испытания.
"Дооборудованный Ту-22М3 провел несколько пусков крылатых ракет Х-32, которые составят основу ударного вооружения модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М. Стрельбы прошли в рамках периодических испытаний изделий на военном полигоне. Заявленные боевые характеристики ракет подтверждены, точность попадания – "в колышек" (в центр мишени – ред.)", - рассказал собеседник агентства.
Источник пояснил, что "Х-32 в первую очередь предназначена для поражения надводных целей и является так называемой убийцей авианосцев, так как современное ПВО авианосных групп имеют низкую вероятность перехвата подобных целей". Он добавил, что ракета способна с высокой эффективностью уничтожать наземные объекты, включая радиолокационные станции.
По словам собеседника агентства, серия пусков состоялась в прошлом году. Тестовые стрельбы, объяснил источник, были нужны как для подтверждения характеристик серийных Х-32, так и для подготовки к испытаниям ракет с борта новых бомбардировщиков Ту-22М3М, а также имели определенные опытно-исследовательские задачи.
Сверхзвуковая крылатая ракета Х-32 принята на вооружение 2016 году. Она разработана на замену ракетам Х-22, носителями которых являются стоящие на вооружении самолеты Ту-22М3. Х-32 сохранила несколько изменённый планер предшественницы, в остальном это новое изделие. В частности, по данным открытых источников, ракета получила модернизированный жидкостной ракетный двигатель с повышенной тягой, цифровое радиоэлектронное оборудование, в том числе бортовой цифровой вычислительный комплекс, помехозащищенную активно-пассивную радиолокационную станцию и собственные системы радиоэлектронного противодействия. Максимальная скорость ракеты близка к гиперзвуковой и на высотах полета свыше 30 километров составляет около 5 Махов, дальность применения — 1000 километров.
Ту-22М3М – глубоко модернизированный вариант Ту-22М3. Ракетоносец получил современное цифровое радиоэлектронное оборудование, в том числе новые прицельно-навигационный комплекс, авионику, системы связи, принципиально новые радиолокационную станцию и системы радиоэлектронной борьбы. Как отмечали в ПАО "Туполев", установленная на Ту-22М3М аппаратура значительно повышает боевой потенциал, а расширенный состав нового управляемого ракетно-бомбового вооружения резко увеличивает боевую эффективность. Оборудование максимально унифицировано с бортовыми системами стратегического бомбардировщика Ту-160М.
Первый полет первого опытного образца Ту-22М3М состоялся 28 декабря 2018 года. Второй опытный образец нового бомбардировщика был подключен к летным испытаниям в марте 2020 года.
Автор NKblog, основательница бренда спортивной одежды NKsport Nastya Kamenskikh и сексуальные девчонки.: https://ilya-muromec1972.blogspot.com/2021/01/nkblog-nksport-nastya-kamenskikh.html
Большую статью о Рианне с продолжением смотрите здесь: https://ilya-muromec1972.blogspot.com/2021/01/sexy...ihanna-from-exotic-island.html
Экс-первая ракетка мира Мария Шарапова Maria Sharapova в сексуальной ретро-фотосессии, певица Микаэла Шефер (Micaela Schäfer) и красивые девушки.: https://ilya-muromec1972.blogspot.com/2021/01/maria-sharapova-micaela-schafer.html
Европейские страны начали сразу две масштабные программы по созданию истребителей шестого поколения. Они могут изменить мир боевой авиации навсегда.
Всё, но не сразу
В наше время мир боевой авиации переживает настоящую революцию, связанную с пришествием истребителей-«невидимок», принадлежащих к так называемому пятому поколению. У этих машин есть много отличительных черт, но главным маркером принадлежности к новому поколению можно назвать малозаметность – то есть широкое применение технологии стелс.
Однако все не так просто, как может показаться: нередко истребителям пятого поколения отказывают в принадлежности к оному. В России, например, указывают на относительно «скромные» (по меркам самых передовых авиационных комплексов) летно-технические характеристики F-35. А на Западе говорят о «недостаточной» малозаметности Су-57 на фоне того же F-22 Raptor. Вместе Россия и США сомневаются в китайском J-20, который называют то «чересчур большим», то слишком «сырым», а также спорным с чисто концептуальной точки зрения. Это, напомним, единственный в мире истребитель пятого поколения, созданный по аэродинамической схеме «утка» и имеющий переднее горизонтальное оперение, не способствующее, как считают ряд экспертов, соблюдению малозаметности. Хотя конкретно этот параметр, по общему мнению, не ставит на малозаметности крест.
С истребителями шестого поколения ситуация еще более непростая. Для начала стоит сказать, что сейчас такой машины нет вообще ни у одной страны, а разного рода спекуляции на этот счет не имеют под собой никаких оснований. Так, к числу «истребителей шестого поколения» на Западе иногда относят российский БПЛА С-70 «Охотник», который вообще никогда не создавался как «полноценный» истребитель: это тяжелый ударный дрон, вернее – его опытный образец.
Возможно, главным отличием шестого поколения от пятого станет способность выполнять все те же задачи, но без пилота. Вообще, забегая вперед, отметим, что сейчас почти все «шестерки» видят опционально пилотируемыми. То есть способными действовать как с летчиком, так и без.
Кто же ведущий в этой «гонке»? Долгое время лидерами в области создания истребителей шестого поколения считались Соединенные Штаты, которые первыми в мире ввели в строй истребитель пятого поколения – F-22. Гром грянул в 2018 году, когда Франция и Германия – с одной стороны – и Великобритания – с другой – заявили о своих планах по созданию боевых машин нового поколения. Спрогнозировать развитие событий очень тяжело, однако обе программы сейчас выглядят более определенными, чем американские F/A-XX и Next Generation Air Dominance (NGAD), призванные создать истребители шестого поколения для ВМС и ВВС США соответственно.
Вообще, сложно сказать, куда выведет «кривая американской мечты». Сейчас США направили основные усилия на строительство и доработку вышеупомянутого F-35, кроме того, значительная часть оборонного бюджета пошла на перспективный бомбардировщик B-21 Raider, который мы с вами, вероятно, сможем увидеть в этом году. Иными словами, места на празднике жизни американской «шестерке» может не найтись. А вот что хотят создать европейцы, мы сейчас выясним.
Next Generation Fighter: Франция, Германия, Испания
Последние десятилетия будущее европейской боевой авиации связывали прежде всего с истребителями четвертого поколения Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon, а также американскими F-35, поставляемыми в ряд европейских государств. Своего собственного истребителя пятого поколения у Европы не было и нет, а сведения о шестом вплоть до 2017 года были не более чем слухами. Ситуация начала проясняться, когда компания Airbus Defense and Space показала концепт истребителя нового поколения с незамысловатым обозначением New Fighter, внешне похожий на нечто среднее между F-22 и Су-57. Сколь-нибудь детальной информации по нему не предоставили, за исключением того, что он должен стать частью масштабной программы, предполагающей создание семейства систем, которые включали бы в себя пилотируемые и беспилотные платформы.
На какое-то время о проекте забыли, однако вскоре Франция и Германия дали понять, что намерения у них более чем серьезные. В апреле 2018 года французский министр обороны Флоранс Парли и ее немецкая коллега Урсула фон дер Ляйен подписали договор о начале работ над проектом будущего франко-немецкого боевого самолета Next Generation Fighter, создаваемого в рамках программы Système de combat aérien du futur (SCAF, или FCAS). Речь идет о потенциально самой дорогой и сложной военной программе в истории Европы.
Истребитель шестого поколения – важнейшая, но далеко не единственная ее составляющая. Помимо него, европейцы хотят создать новые беспилотные комплексы, вооружения и системы наблюдения. Все это, как несложно догадаться, намерены сделать единой системой, которая будет ключевым элементом безопасности для стран-участниц.
Обычно к признакам шестого поколения относят улучшенную стелс-технологию, высокоинтегрированные сетевые системы, сверхчувствительные датчики, возможность действовать в беспилотном режиме, эффективность во всех режимах полета и оружие на «новых физических принципах», например мощный боевой лазер. Де-факто шестое поколение видится сильно улучшенным пятым: провести грань между ними будет тяжело.
Ведущую роль сыграют французы из Dassault Aviation, разработавшие Dassault Rafale, который, увы, не снискал большой популярности в мире. Машина оказалась чересчур дорогой: при стоимости более 80 миллионов долларов за единицу желающих купить оказалось не так много. Второй по значимости участник программы – компания Airbus. Вскоре о своем участии объявили и испанцы. С их стороны создание перспективного европейского боевого самолета возглавит Indra Sistemas – концерн, работающий в сфере разработки информационных технологий автоматизированного тестового оборудования и вооружений.
Почему именно Франция стала ведущим игроком программы? Дело в том, что Пятая республика – единственное европейское государство, способное самостоятельно производить современные истребители. Германия, напомним, такой возможности лишилась после Второй мировой и строила боевые самолеты вместе с Италией и Великобританией. Есть еще шведский Gripen, но его силовая установка строится вокруг американских технологий.
Европейцам нужно отдать должное: новая программа, несмотря на всевозможные технические риски и политические противоречия, получила «низкий старт». Шестого февраля 2019 года Парли и Урсула фон дер Ляйен подписали соглашение Airbus и Dassault Aviation на совместное проведение концептуального этапа научно-исследовательской работы по программе. Стоимость соглашения – 65 миллионов евро, этап рассчитан на два года. Именно этот контракт можно считать фактическим началом работ по перспективному самолету.
За прошедшие с момента подписания соглашения несколько лет были представлены несколько разных концептов. Первое изображение машины компания Dassault Aviation показала в одном из своих роликов в 2018 году: тогда французы продемонстрировали истребитель, лишенный горизонтального оперения и похожий на американский F/A-XX. Однако на открывшемся 17 июня 2019 года авиасалоне в Ле-Бурже представили макет совсем другой машины, похожей на прототип YF-23 – конкурент YF-22, представляющего собой прототип F-22 Raptor.
Исходя из показанного макета, можно сделать вывод, что перспективная европейская машина получит одноместную кабину, два двигателя и воздухозаборники, похожие на те, которыми оснащен истребитель F-35.
Основные технические аспекты предстоит определить в будущем, но что-то известно уже сегодня. Ранее сообщалось, что разработкой двигателя для нового самолета займется консорциум в составе французской группы Safran и немецкой MTU Aero Engines. Safran возьмет на себя разработку и интеграцию двигателя, а также создание камеры сгорания, турбины высокого давления и форсажной камеры. В свою очередь, MTU Aero Engines займется созданием компрессоров низкого и высокого давления, а также турбиной низкого давления. Электронную систему управления двигателя создаст совместное предприятие Aerospace Embedded Solutions (AES), куда войдут специалисты Safran и MTU.
Наконец, главное. Из-за технической сложности и дороговизны программы сроки ее реализации более чем размыты. Согласно предварительным данным, первый полет демонстратора технологий NGF намечен примерно на 2026 год, а вступление самолета в строй – примерно на 2040-й, когда Франция и Германия начнут выводить из эксплуатации свои истребители Dassault Rafale и Eurofighter Typhoon. То есть серийную машину мы увидим еще очень нескоро.
Tempest: Великобритания, Италия
2018 год стал годом анонса прямого и самого главного конкурента Next Generation Fighter – британской программы Tempest. Макет машины представили на авиасалоне в Фарнборо. В рамках программы британские BAE Systems, MBDA и Rolls Royce, а также итальянская Leonardo объединились в Team Tempest. Роль первой скрипки играют британские специалисты.
Нужно полагать, именно выход Великобритании из Европейского союза дал жизнь программе. Вообще, оборонка Туманного Альбиона плотно интегрирована с континентальными структурами: лучшее тому свидетельство – Eurofighter Typhoon, созданный, как мы знаем, совместными усилиями англичан, немцев и итальянцев. Последним же «национальным» истребителем британцев стал Harrier, впервые взлетевший еще в 1966 году и устаревший к началу XXI века.
Россия также ведет работы над истребителем шестого поколения. Об этом в 2019 году сообщил генеральный директор государственного научно-исследовательского института авиационных систем Сергей Хохлов. По его словам, в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагают сделать беспилотным с возможностью опционального пилотирования. Остальные характеристики истребителя служат дальнейшим развитием уже существующих: он, в частности, будет маневреннее и незаметнее таких машин, как Су-35 или Су-57.
Уместно сказать, что британцы уже пытались вставить свои «пять копеек» в историю пятого поколения. Мало кто помнит программу Future Offensive Air System (FOAS), направленную на то, чтобы создать замену ударному самолету Королевских ВВС Tornado GR4. Ее отменили в 2005 году, заменив на Deep and Persistent Offensive Capability (DPOC), которую тоже потом закрыли. В итоге британцы решили купить F-35 у США и не утруждать себя лишними тратами на разработку. Это мудрое решение: вытянуть такой проект было бы невероятно тяжело.
Что же такое Tempest? Показанный в 2018 году макет не похож ни на F-35, ни на Eurofighter. Судя по всему, машина будет выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка». Она получит два отклоненных в стороны киля, а также два двигателя. Самолет хотят оснастить беспереплетным фонарем, способствующим снижению радиолокационной заметности.
Новый самолет должен получить специальный многорежимный авиационный двигатель. Летчик сможет управлять беспилотниками, а также получит в распоряжение «оружие направленной энергии». Кроме этого, британские инженеры хотят создать бортовую систему управления, которая работала бы в связке с самообучающимся искусственным интеллектом. Все это сделает пилота «дополнением» к авиационному комплексу: он будет принимать только самые важные решения, а многочисленные смежные задачи возьмет на себя автоматика. Похожий подход мы можем видеть на современных машинах, в частности на F-35.
Но есть один аспект, который отличает Tempest от всех остальных истребителей – как существующих, так и перспективных. В 2018 году BAE Systems показала концепт виртуального кокпита для перспективного истребителя. Он предполагает почти полный отказ от приборов в кабине в их привычном виде. Вся информация будет выводиться на нашлемный дисплей летчика, так что ему не нужно будет отвлекаться на приборы в кабине. Один многофункциональный сенсорный дисплей Tempest все же получит – на случай отказа нашлемной системы индикации.
Опять же, нужно понимать, что к моменту появления прототипа все эти детали проекта могут пересмотреть. Наверняка можно сказать лишь то, что, как и любой современный боевой самолет, Tempest станет частью «системы систем» – элементов боевой информационно-командной системы, позволяющей получать и обрабатывать информацию в режиме реального времени.
Победитель останется один?
Конкурирующие Tempest и Next Generation Fighter похожи друг на друга словно близнецы – по крайней мере, если сравнивать «британца» с макетом, представленным в рамках французского авиасалона. То ли это просто совпадение, то ли европейские конструкторы решили обезопасить себя, однако вскоре после презентации концептов СМИ заговорили о том, чтобы объединить обе программы в европейский «мегапроект».
Такой шаг пошел бы всем на пользу. Дело в том, что рынок боевой авиации невероятно узок. Это хорошо заметно, если сравнить его с рынком гражданской авиации. Достаточно сказать, что по состоянию на январь 2021 года ни одна страна в мире не купила российский Су-57 (кроме самой России). И ни одно государство не проявило интереса к китайскому J-20, кроме непосредственно КНР. «Не выстрелил» ни новый бюджетный шведский Gripen E, ни отечественный МиГ-35, который очень хотели сделать экспортно успешным.
Иными словами, делить рынок боевой авиации с каждым годом все сложнее, несмотря на то, что ее потенциал постоянно увеличивается. Цена новых самолетов очень и очень высока, а желающих предложить свою разработку все так же много, как раньше.
С учетом трудностей, характерных для рынка боевой авиации, Next Generation Fighter – однозначный и безоговорочный фаворит. Среди его потенциальных покупателей – не только ведущие экономики ЕС, но и целый ряд других стран Евросоюза, в той или иной степени зависящих от решений, принимаемых в Берлине и Париже. Было бы наивно полагать, что эти страны выберут не общеевропейский истребитель, а детище Brexit. Да и политические рычаги влияния в Европе у Германии несравнимо шире, чем у Туманного Альбиона.
Фактически у британцев только один «союзник» – сильно пострадавшая от коронавируса и находящаяся в состоянии перманентного политического кризиса Италия. Правда, она четко заявила об участии в программе. «Это чрезвычайно позитивный результат, достигнутый благодаря эффективной и четкой работе, подтверждающей высочайший потенциал итальянской оборонной промышленности», – заявил в 2019 году глава итальянского Минобороны Лоренцо Герини.
В программу Tempest непрерывно «сватают» Швецию, имеющую большой опыт разработки истребителей предыдущих поколений. Причем некоторые крупные СМИ пишут об этом как о свершившемся факте. Слухи возникли не на пустом месте. По-видимому, Стокгольм окончательно и бесповоротно «похоронил» национальный истребитель пятого поколения, известный в узких кругах как Flygsystem-2020: небольшой стране с населением в десять миллионов такая программа не по карману. Известно и то, что шведы вели (и, возможно, ведут) переговоры с британцами по совместному созданию Tempest. Однако сами они довольно сдержанно комментируют информацию о достигнутых договоренностях. «Если бы мы заключили соглашение между Министерством обороны Швеции и Министерством обороны Великобритании, мы бы обнародовали его», – заявил ранее представитель шведского внешнеполитического ведомства.
В целом сейчас нельзя исключать никаких вариантов развития ситуации. Возможно, Германия и Франция разругаются, и каждый начнет реализацию проекта с упором на собственные требования: именно это произошло в свое время с проектом европейского истребителя четвертого поколения, который «развалился», став тем, что мы сейчас знаем как Typhoon и Dassault Rafale. А может, Великобритания осознает, что не потянет программу, стоимость которой может превышать 50 миллиардов долларов. Но пока франко-немецкий союз крепок как никогда. А британцев переполняют национальная гордость и ностальгия по великой империи, давно канувшей в Лето.
Пентагон планирует ввести в строй перехватчики дронов в 2022 году
США хотят внедрить новую стратегию по борьбе с дронами. Уже к 2022 году Пентагон планируют получить сравнительно недорогие перехватчики беспилотных летательных аппаратов. Причем они должны стать надежной и постоянно совершенствующейся системой, которая будет бороться с мини-БЛА.
Чуть больше года назад министерство обороны США создало под эгидой командования Сухопутных войск США Объединенное управление по борьбе с малыми беспилотными летательными аппаратами (Joint Counter-Small Unmanned Aircraft Office, JCO). Управление наметило пути, ведущие к разработке комплексной системы борьбы с малыми беспилотными летательными аппаратами. В начале этого месяца была опубликована соответствующая стратегия, пишет Defense News.
В прошлом году Объединенное управление по борьбе с малыми беспилотными летательными аппаратами также определило группу систем, которые представляют собой на данном этапе временное решение по борьбе с мини-БЛА.
По словам директора JCO по закупкам и ресурсам полковника Грега Соула, первая возможность для оборонной промышленности продемонстрировать технологию (пока запланированы примерно две демонстрации в год) состоится в первую неделю апреля этого года на полигоне Юма, штат Аризона.
Технология, продемонстрированная в апреле, будет сравниваться с аналогичными недорогими перехватчиками мини-БЛА, по которым уже заключены контракты с правительством, отметил Соул. Вторая демонстрация намечена на конец 2021 финансового года.
Быстрое развертывание относительно дешевых перехватчиков могло бы ответить на призыв конгресса США к Пентагону, сформулированный в законе об ассигнованиях на национальную оборону на 2021 финансовый год. В этом документе речь идет о развертывании системы борьбы с мини-БЛА уже следующей осенью.
Конгресс США добавил $47 млн к усилиям по разработке, тестированию и началу производства уже в 2021 финансовом году для удовлетворения насущных оперативных потребностей в этой области.
Подход JCO заключается в устранении выявленных пробелов в возможностях и интеграции технологий, которые могли бы заполнить эти пробелы по мере их появления, чтобы обеспечить новые и устойчивые возможности по борьбе с мини-БЛА, сказал генерал Гейни.
По словам директора JCO Шона Гейни, относительно недорогой перехватчик БЛА обеспечит способность справляться с «целым рядом эффектов с кинетической способностью» и может быть принят на оснащение вооруженных сил относительно скоро.
«Мы используем эту возможность, и высокоэнергетические лазеры будут интегрированы в нашу архитектуру. Некоторые из них интегрируются прямо сейчас, разве что необходимо довести их уровень мощности до наших требований», - сказал он.
JCO также работает в рамках усилий ВВС по развитию мощных микроволновых устройств, которые «также будут развернуты довольно скоро», - добавил генерал Гейни.
«Разработка проблематики борьбы с беспилотными летательными аппаратами ведется относительно недавно. Это связано с рядом обстоятельств. Во-первых, последние 10-15 лет представляют собой период стремительного роста числа разрабатываемых, производимых и поступающих в эксплуатацию систем. Во-вторых, параллельно с этим расширяется и типоряд используемых БЛА, в том числе происходит это и в сторону БЛА малой размерности. В-третьих, увеличилась функциональность дронов - к примеру, те задачи видовой разведки, которые ранее решались БЛА размерности американского тактического БЛА Shadow сегодня решаются с использованием существенно более легких платформ. В-четвертых, с увеличением предложения на рынке беспилотных систем понизилась и их стоимость - беспилотники стали более доступны и, соответственно, более распространены», - рассказал «Газете.Ru» главный редактор журнала «Беспилотная авиация» Денис Федутинов.
По словам специалиста, скорость, с которой происходили и происходят указанные изменения, вместе с имеющим место отставанием в разработке методов и средств противодействия БЛА, обусловливают рост новых угроз, в том числе связанных с возможностями применения вооруженных модификаций, а также такой их разновидности, как барражирующие боеприпасы.
«Имеющиеся средства противодействия летательным аппаратам не всегда оказываются в достаточной мере эффективных против БЛА из-за их меньшей по сравнению с традиционными пилотируемыми самолетами и вертолетами визуальной, акустической и радиолокационной заметности, что затрудняет их обнаружение, идентификацию и наведение соответствующего вооружения», - отметил Денис Федутинов.
По словам эксперта, указанные обстоятельства обусловили активизацию работ по выработке подходов к парированию указанных угроз. Это хорошо заметно по демонстрируемым промышленностью наиболее технологически развитых странах мира решениям.
Денис Федутинов отметил, что укрупненно, судя по предлагаемым разработчиками решениям, они могут быть разделены на две основные группы. К первой группе относятся системы кинетического воздействия, созданные на основе имеющихся средств ПВО с точки зрения расширения их функционала в плане обнаружения и поражения малоразмерных целей. Ко второй относятся системы радиоэлектронного воздействия, базирующиеся на доработке и создании новых комплексов РЭР и РЭБ.
«И те, и другие имеют определенные характерные для них плюсы и минусы. Наибольшую эффективность, и, по-видимому, распространение в будущем наверняка будут иметь системы, сочетающие в себе различные возможности в обнаружении и поражении БЛА», - заключил Денис Федутинов.
Разработка российских ученых позволит подлететь к Солнцу ближе, чем это могут сегодня зарубежные космические аппараты. В МАИ создали методику проектирования тепловой защиты конструкций аэрокосмической техники. В частности, исследователи предлагают использовать для тепловых экранов легкие высокопористые ячеистые материалы на основе стеклоуглерода. Они также пригодятся для теплозащиты аппаратов, летающих на гиперзвуковых скоростях.
Урок Икару
Информация о процессах на Солнце позволяет проверить множество астрофизических гипотез и спрогнозировать состояние околоземного космического пространства. Однако автоматические межпланетные станции, изучающие светило, подвергаются экстремальному тепловому воздействию, что затрудняет их близкий подход к звезде. Для сохранения работоспособного состояния конструкции требуется специальная защита.
Разработка ученых из МАИ позволит приблизиться к Солнцу на расстояние восьми солнечных радиусов (5,568 млн км) и провести измерения параметров солнечного ветра в ближайшей окрестности звезды. Эта миссия была бы уникальной — пока ни один космический аппарат не приближался к Солнцу на такое расстояние. Американский зонд Parker Solar Probe в декабре 2024 года планирует подойти к объекту на расстояние в 8,9 солнечного радиуса.
Ученые разработали метод оптимального проектирования многослойной тепловой защиты, позволяющий рассчитать совокупность характеристик структуры высокопористого материала: пористость и диаметр ячеек совместно с толщиной слоев многослойной теплоизоляции. Это обеспечит минимальную массу тепловой защиты при соблюдении заданных ограничений на максимальные температуры.
— Проект посвящен созданию метода проектирования тепловой защиты космических аппаратов, — рассказала младший научный сотрудник кафедры «Космические системы и ракетостроение» института № 6 «Аэрокосмический» МАИ Маргарита Салосина. — При разработке аэрокосмических конструкций необходимо минимизировать массу тепловой защиты. Один из путей решения этой проблемы связан с применением теплозащитных и теплоизоляционных материалов низкой плотности.
В частности, исследователи планируют использовать высокопористые ячеистые материалы на основе стеклоуглерода. Они имеют малую плотность и устойчивы к воздействию высоких температур в вакууме или неокисляющей среде, то есть в разреженном космическом пространстве.
Тайны солнечной короны
В настоящее время в России разрабатывают проект солнечного зонда для исследования светила и его окрестностей. И новая методика может быть при этом востребована.
— Конечно, чем ближе ты к объекту, тем больше о нем узнаешь, — пояснил научный сотрудник Пулковской астрономической обсерватории РАН Кирилл Масленников. — Солнце — фантастически интересный объект. В частности, поражает его загадочная корона с температурой в несколько миллионов градусов при том, что сама поверхность звезды в тысячу раз холоднее. Правда, между разработкой метода и запуском корабля может пройти много лет.
Корабль NASA уже год наблюдает Солнце с близкого расстояния. Год назад к светилу вылетел корабль Solar Orbiter, запущенный Европейским космическим агентством.
— Цель таких исследований — узнать природу солнечного ветра и понять, как нагревается солнечная корона, — пояснил ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Алексей Струминский. — В частности, необходимо выяснить элементный состав солнечного ветра. Это поможет ответить на фундаментальные вопросы о том, как устроена наша звезда. Для получения таких сведений важно подлететь к ней как можно ближе.
Разработанную в МАИ методику можно использовать также при проектировании элементов для других высокоскоростных летательных аппаратов.
— Выбранные для исследования материалы можно применять для защиты аппаратов, летающих на гиперзвуковых скоростях, — рассказал заведующий кафедрой «Космические системы и ракетостроение» института № 6 «Аэрокосмический» МАИ, академик РАН Олег Алифанов. — Ведь когда аппарат летит со скоростью, значительно превышающей скорость звука, его поверхность сильно нагревается. И если поставлена задача создания многоразовой теплозащиты, то ее материал должен быть не только легким, но и достаточно термостойким. Именно такими свойствами обладают высокотемпературные ультрапористые ячеистые материалы. Оптимальное проектирование подобного многослойного теплозащитного покрытия теперь может базироваться на разработанной нами методике.
Россия реализует программу разработки гиперзвукового оружия, и система теплозащиты играет не последнюю роль для его реализации.
Исследования были проведены при поддержке Российского научного фонда.
Справка «Известий»
Тепловая защита солнечного зонда может быть спроектирована с применением различных вариантов конструкции и разных материалов. Например, в российском проекте солнечного зонда («Интергелио-Зонд», главный разработчик АО «НПО Лавочкина») предполагается использовать теплозащитный экран, изготовленный из термостойкого композиционного материала «Углекон». Максимальная температура теплозащитного экрана в проекте «Интергелио-Зонд» составит 600 °С и обеспечит подход на расстояние 60–70 солнечных радиусов от Солнца. Запуск планируется в 2025 году.
Для американского солнечного зонда Parker Solar Probe и в европейском проекте BepiColombo использовались высокопористые ячеистые углеродные материалы. В проекте Parker Solar Probe максимальная температура теплозащитного экрана достигнет 1400 °С, что даст возможность подойти на расстояние 8,9 солнечного радиуса от Солнца.
Комментариев нет:
Отправить комментарий