среда, 12 мая 2021 г.

РОССИЙСКАЯ 15-ГОЛОВОЧНАЯ «ДРЕЛЬ» И "ТОРНАДО-С" ПОЛУЧИТ ВЫСОКОТОЧНУЮ УПРАВЛЯЕМУЮ РАКЕТУ. RUSSIAN 15-HEAD "DRILL" AND "TORNADO-S" WILL RECEIVE A HIGH-PRECISION GUIDED MISSILE.

 Российская 15-головочная «Дрель» прошла испытания.

Перспективная российская планирующая авиационная бомба «Дрель» прошла испытания, которые подтвердили ее боевую эффективность. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил вице-премьер России Юрий Борисов. По его словам, новый авиационный боеприпас планируется принять на вооружение ВКС России до конца 2021 года.
Разработка «Дрели» ведется с середины 2010-х годов. Авиабомба оснащена 15 боевыми элементами, каждый из которых имеет собственные инфракрасную и радиолокационную системы наведения. На конечном участке полета авиабомбы боевые элементы отделяются от нее и опускаются на цели на парашютах. Такие элементы способны эффективно поражать бронетехнику сверху, где бронирование обычно слабее.
Дальность планирования «Дрели» после сброса составляет 30 километров. Боеприпас имеет в длину 3,1 метра и 0,45 метра в диаметре. Масса бомбы составляет 540 килограммов. Высота сброса авиабомбы составляет от 100 до 14000 метров на скорости полета от 700 до 1100 километров в час. Дальность планирования боеприпаса зависит от высоты сброса. Основным носителем авиабомбы должен стать истребитель Су-57.
В феврале 2021 года Исследовательская лаборатория ВВС США испытала авиационные бомбы GBU-39/B SDB, объединенные в «Золотую орду» (Golden Horde). Во время испытаний с истребителя были запущены четыре авиабомбы, которые смогли синхронно поразить четыре разные цели. Проект «Золотая орда» предусматривает создание систем искусственного интеллекта для различных классов боеприпасов, с помощью которых боеприпасы смогут действовать группой.

drel-ondb766x-1620750987.t (640x459, 52Kb)

Внедорожный электрический самокат 72V 8000W, скорость до 90-100 км/ч.

Мощное моно колесо. Электрический скутер.

Золотые серьги с бриллиантами всего за 12 тысяч рублей и ещё много ювелирных украшений с хорошими скидками.

Золотой православный крестик с бриллиантом. С большой скидкой.

Золотое кольцо с топазом. Любимый цвет Английских королев.

Подвесная люстра Bohemia Ivele.

Высокоскоростная электрическая гидро доска для серфинга.

Подводный пропеллер Whiteshark MIX, оборудование для дайвинга, подводный скутер для сноркелинга. С большой скидкой и огромный выбор других товаров онлайн супер маркете.

Электрическая доска для пляжного отдыха и купания.

Электрический круг с дистанционным управлением для спасения утопающих на воде.

Youcan робот подводный 4 часа BW Space ROV с видеозаписью 1080P / 4K и камерой 12 МП. Водонепроницаемые радиоуправляемые дроны.

 Подводный робот дрон с роботизированной рукой для аварийно-спасательных работ.

Мощный квадрокоптер с видеокамерой и большой скидкой.

Дизельный четырехколесный вилочный погрузчик 3 тонны штабелер.

Большой электрический сельскохозяйственный дрон.

"Торнадо-С" получит высокоточную управляемую ракету.
Для реактивной системы залпового огня "Торнадо-С" создается первая высокоточная управляемая ракета калибра 300 миллиметров с головкой самонаведения.
- ГСН будет комбинированной: с телевизионным и тепловизионным каналами, - также для наведения на цель ракета сможет использовать полуактивную лазерную систему, - рассказал РИА Новости источник в оборонно-промышленном комплексе. Он отметил, что это первый случай, когда боеприпас для РСЗО получит головку самонаведения. Ряд ракет для реактивных систем оснащены инерциально-спутниковой навигацией, но ГСН на них нет.
В ближайшее время начнутся стендовые испытания системы наведения новой ракеты. Согласно техзаданию, боеприпас должен с высокой точностью поражать важные малоразмерные и сильнозащищенные цели: командные пункты, узлы связи и другие долговременные постройки. Также изделие будет способно уничтожать малоконтрастные и ограниченно подвижные объекты вне зависимости от погодных условий и времени суток.
РСЗО "Торнадо" создано для замены советских реактивных систем "Град" и "Смерч". Новый комплекс выпускается в двух калибрах: 122-мм "Торнадо-Г" и 300-мм "Торнадо-С", имеет более совершенную систему управления и использует ряд новых боеприпасов. Например, "Торнадо-С" может стрелять беспилотником для разведки целей и корректировки огня.

snaryady-rszo-tornado-nachinili-kosmicheskimi-tehnologiyami-yhkyv93x-1598271181.t (640x426, 44Kb)

Высокий экспортный потенциал ОПК России – средство борьбы за лидерство на мировом рынке вооружений

Согласно заявлению официальных представителей государственной компании «Рособоронэкспорт» Российская Федерация способна в течение ближайших нескольких лет предложить мировому рынку вооружений, боевой и специальной техники порядка пятидесяти образцов самой современной продукции оборонного назначения, несмотря на весьма далекие от принципов честной конкурентной борьбы попытки Соединенных Штатов вытеснить Россию с этого сегмента мирового рынка. Такое утверждение, по мнению экспертного сообщества, имеет вполне убедительное основание, выражающееся в перманентно растущем успехе российского оружия, обеспеченного его исключительным качеством и привлекательными для большинства игроков ценами.

Потенциальными хитами, способными вызвать неподдельный интерес у иностранных импортеров, по убеждению специалистов Рособоронэкспорта, должны стать разработки оборонно-промышленных предприятий, являющихся дочерними подразделениями государственной корпорации «Ростех»:

модернизированный «Ночной охотник» Ми-28НЭ и корабельная версия Ка-52К «Катран», созданные конструкторами холдинга «Вертолеты России»;
танк Т-14 и боевые машины, разработанные в структуре Уралвагонзавода на инновационной платформе «Армата» (боевые машины пехоты и поддержки танков, САУ, ремонтно-эвакуационные и другие специальные машины);
многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57Э, запущенный Объединенной авиастроительной корпорацией в серийное производство в июле 2019 года.
Безусловно, высоким экспортным потенциалом будет обладать и новейшая зенитно-ракетная система С300В4 от концерна ВКО «Алмаз-Антей», получившая название «Антей-4000».
По заявлению пресс-службы Рособоронэкспорта, период 2000–2020 годов характеризовался неуклонным ростом ключевых показателей компании, способствовавших успешному продвижению российского оружия на мировом рынке. Портфель заказов, а с ним и объем поставляемой на экспорт продукции увеличился на 500 процентов (в сравнении с 2000 годом). В натуральных цифрах это выглядит так: 26 тысяч контрактов на сумму более чем 180 миллиардов долларов, география делового партнерства включает 112 стран. В настоящее время Россия уверенно занимает второе место в мировой десятке стран-экспортеров.

Еще одним из факторов, способных обеспечить Российской Федерации завоевание новых или как минимум сохранение существующих позиций на мировом рынке оружия, – это номенклатурное разнообразие предлагаемой на экспорт оборонной продукции.
Российский производитель готов поставлять превосходные системы цифровой связи, отличающиеся высокой степенью надежности, и не менее хорошие и современные системы радиоэлектронной борьбы. Не лишена интереса, а соответственно и потребительского спроса бронетехника. Общепризнаны лидирующие позиции России в разработках средств воздушно-космической и противовоздушной обороны, авиационной техники и оперативно-тактических ракетных комплексов.

Средства радиоэлектронного противодействия, дополняющие противовоздушную оборону в противостоянии беспилотным летательным аппаратам, имеют особое значение и способны полностью парализовать средства разведки, связи и системы управления войсками противника. В настоящее время самый большой рост потребительского спроса на рынке вооружений отмечается именно в сегменте средств борьбы с БЛА.

Предприятия российской «оборонки» только за первые восемь месяцев прошлого года экспортировали вооружения более чем в сорок стран мира, а общая сумма этих контрактов превысила семь миллиардов. И это несмотря на ограничения, связанные с пандемией коронавируса, и перманентные санкции. В качестве характерных примеров этого процесса можно назвать высокую степень заинтересованности правительств ряда государств результатом совместной российско-индийской разработки – ракетой «БраМос», приобретение Пекином сверхманевренных многоцелевых истребителей Су-35 или поставку самоходных зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь» в Сербию.

Несмотря на то, что желающих приобрести российские Су-35 не становится меньше (в настоящее время в стадии проработки находится контракт с Индонезией), Российская Федерация практически готова представить мировым импортерам оружия принципиально новый многофункциональный истребитель пятого поколения – Су-57, проходящий финальную стадию программы испытаний. Примечательно, что ряд стран-партнеров еще в августе прошедшего года оформил официальные заявки на его приобретение.

В ближнесрочной перспективе холдинга «Вертолеты России» начало серийного производства и формирование экспортного предложения в отношении «Феникса» – нового транспортно-боевого вертолета Ми-35П, отличающегося малой акустической заметностью и способностью эффективного функционирования в условиях высокогорья и высоких температур.
Не меньшей привлекательностью для потенциального импортера обладает и еще одна суперновинка российского военно-промышленного комплекса – танк нового поколения «Армата», получивший индекс Т-14. На него также получены предварительные заявки от нескольких стран.

Интерес у потенциальных импортеров российского оружия вызывают и другие образцы бронетехники. Например, многоцелевой бронированный автомобиль «ВПК-Урал», унифицированный с бронеавтомобилем «Атлет». Рассматривая этот образец, следует отметить, что следуя пожеланиям заказчика, конструкторы Военно-промышленной компании существенно уменьшили его габаритные размеры. Достаточно перспективным представляется еще один вариант легкого бронеавтомобиля 2-го класса баллистической защиты, получивший название «Стрела» и предлагаемый покупателю в двух версиях – классической и автомобиля-амфибии.

Специальное конструкторское бюро машиностроения уже работает над документальным оформлением заявки от правительства одного из государств Ближневосточного региона на поставку «Спрут-СДМ1» – единственного в мире легкого плавающего танка.

Однако самым показательным примером успешного продвижения отечественного вооружения, боевой и специальной техники на мировом оружейном рынке следует считать выполненный контракт на поставку российских ЗРК С-400 «Триумф» Турции – действительному члену Североатлантического альянса. В настоящее время мировой рынок ожидает выхода представленной на международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2020» зенитно-ракетной системы «Антей-4000», в разы превосходящей по ряду технических и эксплуатационных характеристик ЗРС-предшественницу – «Антей-2500».
Второе место Российской Федерации, занятое по итогам 2020 года в рейтинге ведущих мировых экспортеров оружия, заслуженно и обеспечивается целым комплексом объективных факторов: превосходные тактико-технические характеристики предлагаемых покупателю образцов вооружений;
разумность и как следствие привлекательность цен;
востребованность, обеспеченная использованием в процессе разработок новых образцов боевого опыта, полученного российскими Вооруженными силами на различных театрах боевых действий;
постоянный поиск новых рынков сбыта.
Говоря о рынках, следует отметить, что традиционными импортерами российского оружия являются страны Африки и Ближнего Востока: Ирак, Йемен, Сирия, Ливия, Египет и Алжир.
Новыми, приобретенными в течение последних десятилетий партнерами – покупателями продукции российского оборонно-промышленного комплекса стали некоторые страны Персидского залива, Венесуэла, Турция. Однако финансовая выгода – это не единственный плюс, получаемый государством в процессе военно-технического сотрудничества. Не менее важным представляется изменение формата политических взаимоотношений, возникновение интеграционных связей, обусловленных необходимостью обслуживания и модернизации проданного вооружения, обучения персонала.

Еще одним действенным стимулом развития торговли отечественным вооружением, боевой и специальной техникой следует считать происходящий сегодня в армиях большинства развитых стран процесс смены поколений вооружений. Эффективная деятельность России по разработке новых образцов авиационной техники, беспилотных летательных аппаратов, систем противовоздушной и противокосмической обороны, подводных лодок, оснащенных анаэробными энергоустановками, позволяет Российской Федерации не только активно участвовать в этом процессе, но и позиционироваться в качестве ключевого игрока мирового рынка оружия.

 В 2021 году продолжатся работы по развитию и совершенствованию объектов учебно-материальной базы полигонов соединений, воинских частей и учреждений ВДВ.

Основные усилия будут сосредоточены на строительстве объектов новых полигонов Ивановского гвардейского воздушно-десантного соединения "Синяя Осока" и Тульского гвардейского воздушно-десантного соединения "Коломенский", учебных объектов полигона "Головеньки" для дислоцированного в Московской области гвардейского соединения специального назначения ВДВ, а также совершенствование полигона ВДВ "Струги Красные".

Кроме того, ведется работа по увеличению возможностей полигонов соединений и воинских частей по проведению учений разного уровня, конкурсов по полевой выучке, занятий по боевой подготовке в составе батальонных тактических групп с учетом поступления на вооружение перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники.

В 2021 году на полигонах войск основной упор будет сделан на оборудовании участков армейской тактической стрельбы, проведении тренировок по борьбе с беспилотными летательными аппаратами и высокоскоростными целями, обустройстве директрис и танкодромов для занятий на поступающих перспективных образцах ВВСТ, а также на создании на всех полигонах ВДВ участков для совместной подготовки десантно-штурмовых и вертолетных подразделений.

В интересах совершенствования подготовки снайперских подразделений на полигонах оборудуются комплексные снайперские городки, позволяющие проводить занятия по огневой, тактической и тактико-специальной подготовке.

Плановая работа по совершенствованию учебно-материальной базы полигонов позволяет на высоком уровне проводить мероприятия боевой подготовки различного уровня, сообщает Группа информационного обеспечения Воздушно-десантных войск.

Где лежат 200 триллионов рублей, необходимых для перехода страны на пятый технологический уклад.

В статье «Госплан двадцать первого века» предлагалось впервые в мире создать централизованную автоматизированную систему планирования и управления экономикой с помощью цифровых программ и искусственного интеллекта, которая позволит России существенно увеличить рост экономики и осуществить технологический прорыв. Однако для ее создания необходимо осуществить переход от ныне действующей неэффективной либерально-монетаристской модели управления экономикой, созданной американцами в 90-е годы, к планово-рыночной модели с самоуправлением трудовых коллективов.

Сколько стоит дырка от бублика
Технологический прорыв означает создание высокотехнологичной (инновационной) экономики, базирующейся на пятом и шестом технологических укладах. Кто в России должен создавать отрасли производства, соответствующие этим укладам? Экс-председатель правительства Дмитрий Медведев считает, что смену старого оборудования на новое должны осуществлять собственники средств производства, и это вполне соответствует действующей либерально-монетаристской модели управления экономикой.

Собственники-олигархи прежде всего и должны были осуществить технологический прорыв. Вместо этого незаконно за рубеж c 1991 года было переправлено семь триллионов долларов, необходимых для организации этого прорыва. В России сложилась ситуация, при которой никто не заинтересован и не собирается осуществлять экономические новации: ни правительство, ни иностранные инвесторы, ни «эффективные менеджеры», которые охотно продают собственность (не всегда законно приватизированную) иностранцам. Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, полученные за нее деньги «эффективные менеджеры» также переправляют за рубеж, а России остается, как говорится, дырка от бублика.
В результате доля иностранного капитала в экономике России составляет 75 процентов, а по существующим законам эта доля должна быть в пределах 20 процентов.

Иностранные компании не заинтересованы создавать в России отрасли производства, соответствующие пятому-шестому укладам, поскольку им не нужен конкурент на мировом рынке. Их интересуют торговые сети (у иностранных собственников 90%), оборудование для энергетики (95%), добывающие отрасли.

“ Купленные иностранцами акции приватизированной собственности уходят за рубеж, полученные за нее деньги «эффективные менеджеры» также переправляют за рубеж, а России остается, как говорится, дырка от бублика ”
В результате Россия окажется в катастрофическом положении: на Западе будет за несколько лет создано массовое производство, базирующееся на пятом-шестом технологических укладах, тогда как в России производство останется на третьем-четвертом. Нынешние попытки правительства России создавать современное производство при отсутствии в экономике рынка без коррупции и криминала обречены на провал. По существу Россия повторяет ошибки советского руководства, которые привели к развалу СССР. Такое положение полностью исключает возможность выполнения технологического прорыва, что грозит потерей государственного суверенитета. Россия окажется в положении американских индейцев, которые защищались пиками и стрелами от европейцев, вооруженных пушками и ружьями.
Двенадцать национальных проектов, которые исполняются правительством, в основном посвящены решению социальных и инфраструктурных проблем, поэтому при всей их необходимости и значимости выполнение данных проектов не решает такие задачи, как рост экономики и осуществление технологического прорыва. Чтобы изменить ситуацию, необходимо создать систему производственных проектов, на которых базируется инновационная экономика. Базовыми отраслями инновационной экономики с пятым технологическим укладом являются микроэлектроника, приборостроение, станкостроение и робототехника, создание новых материалов и программного обеспечения, а также электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, телекоммуникации, информационные цифровые технологии. Построить производственную базу для инновационной экономики можно после создания планово-рыночной модели экономики с самоуправлением трудовых коллективов, об этом мы говорили в предыдущей статье. Появление производства на базе шестого уклада зависит от создания фундаментальных и прикладных исследований, проводимых научно-исследовательскими организациями (РАН, вузы и др.)

России нужны деньги для осуществления технологического прорыва, то есть для создания инновационной экономики. Для выхода на ступень, соответствующую пятому технологическому укладу, России требуется, по имеющимся оценкам, около 200 триллионов рублей. И их где-то нужно взять.

Источники инвестиций
Рассмотрим базовые источники инвестиций в стране до 2030 года.

1. Из опросов олигархов, проведенных замминистра финансов РФ Андреем Ивановым, следует, что те готовы передать в экономику страны 70 триллионов рублей, причем 30 триллионов – до 2024-го, то есть в среднем по шесть триллионов рублей в год. До 2030-го государство получит еще 40 триллионов рублей.
2. В настоящее время в фонде национального благосостояния содержится около семи триллионов рублей.

3. Переход к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц вместо единого налога в 13 процентов позволит увеличить бюджет на четыре триллиона рублей. В развитых странах доходы бедных и богатых граждан облагаются налогом по разным ставкам: в Германии – от 14 до 45 процентов, во Франции – 0–41, в Японии – 5–40, в Китае – 5–45 процентов и т. д.

4. Введение монополии государства на алкоголь и табак увеличит бюджет более чем на три триллиона рублей.

5. Сейчас в РФ только 40 процентов нефтяной ренты используется государством, тогда как в СССР и в Норвегии этот показатель вдвое выше. Увеличение ренты вдвое дает стране дополнительно восемь триллионов рублей.

6. Золотовалютные резервы Центрального банка составили в 2020 году около 562 миллиардов долларов (41 триллион рублей). Часть этих валютных средств целесообразно потратить на приобретение за рубежом заводов по переработке сырьевых ресурсов (нефти, металлов, леса и др.) в готовые товары и торговать с другими странами конечным продуктом, а не сырьем, как это происходит в настоящее время.

7. Если экспорт и импорт будут функционировать без криминала, то возможно существенное увеличение бюджета государства. Так, за 2015 год согласно российской таможенной статистике было продано Германии 22 миллиона тонн нефти и получено за эту нефть 10,9 миллиарда долларов, а по немецкой статистике, Германия купила в России 54 миллиона тонн нефти за 27,1 миллиарда долларов, то есть в кассу Российского государства попало 10,9 миллиарда, а мимо ушло 16,2.
Если разделить 27,1 на 10,9, то получим 2,5. Этот коэффициент показывает, во сколько раз средства, официально попадающие в бюджет, меньше полной суммы выручки за нефть. В нефтеторговле РФ с США этот коэффициент равен 3,3, с Францией – 2,5, с Украиной – 1,8. Если коэффициент, равный 2,5, распространить на весь российский экспорт, равный в 2018 году 450 миллиардам долларов, то цифра увеличится на 650 миллиардов долларов. Это около 48 триллионов рублей.

8. Если те природные ресурсы (нефть, газ, металлы, лес, продукты сельского хозяйства и др.), которые Россия сейчас экспортирует в сыром виде за рубеж, перерабатывать в качественно готовые товары, то экспортные доходы возрастут по энергетическим товарам в десять раз, по переработке леса – в пять раз, а по сельскохозяйственным товарам – в три раза. В результате экспортные доходы России существенно увеличатся.

9. Одним из источников средств для инвестиций должна стать целевая эмиссия Центрального банка. Чтобы предотвратить рост инфляции, эмитированные деньги должны использоваться исключительно для роста производства в виде «промышленных» денег (специальные векселя), которые можно тратить только для создания производства.

Что касается таргетирования инфляции с помощью сокращения денежной массы в экономике, чем ЦБ занимается много лет, то такие меры препятствуют развитию производства, тормозят рост экономики и ведут к обнищанию и вымиранию населения. Метод борьбы с инфляцией, который применяет ЦБ, неэффективен, поскольку уровень инфляции зависит не только от количества денег в экономике, но и от ряда других факторов: уровня и структуры производства, системы ценообразования, объема и структуры доходов потребителей. Только комплексный системный подход позволит эффективно бороться с инфляцией.

ЦБ в течение многих лет не может создать механизм долгосрочного кредитования производства с низкими процентами, что является одним из основных тормозов развития экономики. Главная задача ЦБ – не только забота об устойчивости финансово-денежной системы, но и создание кредитно-денежного и валютного механизмов, способствующих развитию инновационного производства. ЦБ должен контролироваться Госдумой.

10. Коррупция и теневой бизнес ежегодно выводят из экономики страны около 30 триллионов рублей.

11. Необходима экономия затрат различных ресурсов как в производстве, так и при потреблении. Материалоемкость и энергоемкость российской продукции более чем в три раза выше, чем в развитых странах. Эту проблему можно решить в рамках инновационной экономики.

12. В России не используется около 40 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель. По мнению специалистов, Россия может прокормить полмиллиарда человек, то есть существенно увеличить экспорт продовольствия, доход от экспорта которого может превосходить доход от нефти и газа.
13. Наибольшие потери понесла Россия в результате вывоза валютных средств за рубеж. С 1991 года незаконно вывезено семь триллионов долларов (около 500 триллионов рублей). Это более чем в два раза больше, чем нужно для технологичного прорыва. Вернуть эти деньги – обязанность государства, поскольку оно не предотвратило их незаконный вывод.

Во всех перечисленных источниках содержится не менее 800 триллионов рублей, что в четыре раза больше тех средств, которые необходимы для осуществления технологического прорыва.

То есть деньги для этого найти можно, но отсутствует планово-рыночная экономика. А существующая либерально-коррупционная модель для этого не годится. Для осуществления технологического прорыва будет полезно использовать опыт СССР при проведении индустриализации в период 1930–1940 годов. В это время страна решала ту же задачу, которую еще предстоит решить современной России. Тогда надо было создать производство на базе четвертого уклада. СССР купил за рубежом необходимые отрасли за хлеб и золото в бедной стране, где большинство населения голодало. Сейчас России надо купить нужные отрасли пятого уклада, во всяком случае те, которых нет в России, за счет накопленных средств и уже без снижения жизненного уровня населения. По мере ввода в строй новых производств экономика начнет расти высокими темпами так же, как и доходы населения, и авторитет России.

«Дорожная карта»
Алгоритм создания планово-рыночной экономики с самоуправлением трудовых коллективов и централизованной автоматизированной системой планирования и управления экономикой может выглядеть следующим образом.

Первый шаг. Составить пошаговый план перехода от действующей либерально-монетаристской экономики к планово-рыночной с самоуправлением трудовых коллективов. Наиболее грамотно это может сделать РАН, где сосредоточены эксперты разных специальностей.

Второй шаг. Принять проекты законов «О трудовых коллективах» и «О самоуправляемых народных предприятиях». Эти проекты законов составлялись обществом «Российские ученые социалистической ориентации». Они рассматривались в Госдуме и не были приняты.

Третий шаг. Создать централизованную автоматизированную систему планирования и управления всей экономикой. Руководство этой работой целесообразно поручить ЦЭМИ РАН, поскольку в этой организации есть опыт разработки аналогичной централизованной системы управления в СССР.

Четвертый шаг. Создать отечественный финансово-денежный механизм, независимый от мировой финансовой системы. Для этого использовать предложения, опубликованные академиком Сергеем Глазьевым.
Пятый шаг. Разработать программу создания производственной базы для высокотехнологичной экономики.

Шестой шаг. Разработать план мобилизации имеющихся в России средств для создания планово-рыночной экономики с самоуправлением трудовых коллективов и централизованной автоматизированной системой планирования и управления всей экономикой.

Spiegel сообщил о нехватке средств на военные мегапроекты в Германии
Реализация многих военных мегапроектов в Германии - в том числе разработка истребителей и танков - поставлена под вопрос. Причина кроется в неутвержденном финансировании. Эксперты отмечают, что проблема недофинансирования армии в ФРГ далеко не новая. По их мнению, сильная армия, к созданию которой стремится Берлин, Германии не нужна.
В Германии из-за неутвержденного финансирования неопределенной остается судьба ряда крупных военных проектов, пишет онлайн-журнал Spiegel, ссылаясь на конфиденциальный документ минобороны ФРГ. По данным издания, стоимость этих проектов оценивается в несколько миллиардов евро.

В частности, нерешенным остается вопрос о следующих этапах разработки крупнейшего европейского проекта в сфере вооружений - истребителя FCAS. Его общая стоимость составляет около €100 млрд.
Кроме того, под вопросом оказался танк, который совместно создают Германия и Франция. Не обеспечено и финансирование проекта подводной лодки, в котором участвует Норвегия, отмечает Spiegel.

Помимо этого, неизвестно, какая судьба ждет запланированную ранее закупку нового патрульного самолета Boeing Р-8А, двух танкеров для ВМФ и новых служебных катеров. Патрульный самолет помогает контролировать большие участки моря и обнаруживать подлодки. К тому же он может быть использован для борьбы с пиратством, уточнили журналисты. Бундесвер ранее решил не модернизировать старые патрульные самолеты из-за технических и финансовых рисков.
Не обеспечено и финансирование проекта Pegasus для люфтваффе - германских военно-воздушных сил.

Вместе с тем в Германии планируют закупить три самолета Bombardier Global 6000, оснащенных высокотехнологичными датчиками. Они могут перехватывать радиопередачи и обнаруживать датчики противовоздушной обороны. Поначалу планировалось задействовать в этих целях беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Euro Hawk, но в 2013 году министр обороны Томас де Мезьер вывел страну из этого проблемного проекта.

Как следует из документа, на который ссылается Spiegel, проблемы ВС Германии связаны с резким сокращением бюджетных средств после 2022 года.
Все перечисленные проекты должны быть представлены в бюджетном комитете бундестага ФРГ для принятия решения до конца июня. В этому случае финансирование могут согласовать до выборов 26 сентября, по итогам которых в Германии будет создано новое правительство.

Руководитель Центра германских исследований института Европы РАН Владислав Белов в комментарии «Газете.Ru» назвал публикацию Spiegel лоббистской работой министерства обороны, направленной на то, чтобы найти поддержку у электората и надавить на нынешнее и будущее правительство. Он обратил внимание, что жалобы военного ведомства на нехватку финансирования появляются уже на протяжении нескольких лет: и при нынешнем президенте, и при предыдущем.

«Ничего нового здесь нет, есть постоянное давление на правительство бундестага относительно увеличения финансирования. При этом четкого разъяснения со стороны министра обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, зачем это необходимо и против кого собираются использовать эти мегапроекты, нет», - сказал он.

Эксперт выразил мнение, что

германское оборонное ведомство должно более четко формулировать национальные цели, так как объяснения, что Россия ведет себе агрессивно и представляет угрозу, недостаточно.
«Мне кажется, что для журналистики это вполне подходит, но для людей, которые отвечают за безопасность страны и сохранение паритетов, этого явно недостаточно. Поэтому пока никто не может объяснить, зачем нужен оборонный бюджет, который скоро сравняется размерами с российским», - подчеркнул Белов.

Он допустил, что некие технические проблемы могут присутствовать в оборонной сфере Германии, но они не требуют существенного увеличения оборонных расходов. Эксперт отметил, что есть целый список других мегапроектов, которые необходимы Германии.

Научный директор Российско-германского форума Александр Рар также обратил внимание, что недофинансирование в вооруженной сфере Германии - это вечная проблема. По его словам, страна стремится к тому, чтобы ее армия была самой современной.

В связи с этим министр обороны требует все больше финансирования для важных стратегических проектов, но министр финансов «все это тормозит» и деньги в большей степени направляет в социальную сферу.
«Я вижу здесь проблему не только Германии, но и всей Европы, которая мечтает создать общеевропейскую армию и таким образом произвести разделение функций: кто-то будет строить самолеты, кто-то - авианосцы, кто-то - вертолеты… Это должно облегчить траты из бюджета отдельных стран Евросоюза. Но на практике это все так не функционирует, это очень сложно», - сказал эксперт «Газете.Ru».

Европа на самом деле хочет и дальше полагаться на американскую военную мощь, чтобы самой не тратить лишние деньги на вооружение, «которое ей особенно не нужно». «Германия и Европа в целом, в отличие от Америки, не собирается ни с кем воевать. Миротворческие функции - да, но не военные», - отметил Рар.

Он напомнил, что впереди - выход из Афганистана, под вопросом находится большое число немецких военных операций за пределами Европы, например, в Африке, на границе с Сирией.

По словам специалиста, Германия могла бы сэкономить на этом, но она не хочет отступать и быть среди стран, которые не участвуют в ответственных военных миротворческих акциях.
Как утверждает Рар, нельзя говорить, что немецкая армия будет недофинансирована. Он выразил уверенность, что деньги будут находить, но делать это будет все труднее и труднее во времена пандемии, когда средства нужны совершенно на другие нужды.

Россия постепенно наращивает боевые возможности своей беспилотной авиации. Вице-премьер Юрий Борисов в интервью «Интерфаксу» рассказал о работе над дроном «Альтиус-РУ».

«Первый прототип БЛА поднялся в воздух в 2016 году. По результатам испытания было принято решение о его доработке до уровня, необходимого Минобороны. Аппарат серьёзно модернизируется. Изменятся габариты дрона, его взлётная масса снизится с одновременным увеличением веса полезной нагрузки. «Альтиус» получит возможность выполнять ударные задачи и получать информацию через спутник», — рассказал Борисов.
Последний из прототипов беспилотника оснащён двумя турбовинтовыми двигателями и может находиться в воздухе до 48 часов. Дальность полёта достигает 10 000 км. На четырёх точках подвески аппарат может нести до тонны вооружения. Ранее также сообщалось о планах оснастить «Альтиус» искусственным интеллектом (для автономной работы) и возможности управления дроном с истребителя Су-57.

На ближайшие месяцы запланированы испытания беспилотника со всей номенклатурой вооружения: высокоточными ракетами и корректируемыми бомбами. Ожидается, что после принятия на вооружение беспилотник получат не только ВКС, но и ВМФ России.
Российские инженеры разработали и испытали дрон, обнаруживающий борщевик Сосновского (Heracleum sosnowskyi) с воздуха и размечающий его на снимках для последующего уничтожения. Испытания показали, что точность определения борщевика на кадрах составляет 96,9 процента. Статья о разработке опубликована в IEEE Transactions on Computers.

Борщевик Сосновского — это один из самых известных и проблемных инвазивных видов в России (впрочем, он также распространился и на территорию Европы). Изначально его ареал обитания был ограничен Кавказом, но после того, как в середине XX его решили культивировать на остальной территории СССР, он стал активно распространяться в новой среде и это распространение не удается взять под контроль до сих пор, спустя несколько десятилетий после прекращения сельскохозяйственной культивации.
Одна из проблем в борьбе с борщевиком заключается в его живучести и масштабном распространении семян даже из единичных растений. Из-за этого для обнаружения и составления карт для уничтожения этого растения необходимо либо вручную обходить поля и прочие территории, либо использовать летательные аппараты — большинство спутников дают недостаточно высокое разрешение для выявления единичных растений. Но учет растений с помощью летательных аппаратов пока слабо автоматизирован и зачастую основан на применении дорогих в эксплуатации самолетов.

Инженеры из Сколтеха под руководством Андрея Сомова (Andrey Somov) разработали алгоритм, позволяющий использовать мультикоптеры для автономного распознавания борщевика Сосновского на территории под ними. В качестве аппаратной платформы они выбрали квадрокоптер DJI Matrice 200 и одноплатный компьютер NVIDIA Jetson Nano с относительно мощным видеоускорителем, позволяющим запускать прямо на устройстве нейросети.

За поиск борщевика на кадрах с камеры дрона отвечает сверточная нейросеть, которая получает кадр и проводит семантическую сегментацию, размечая на нем области с борщевиком. Разработчики выбрали три популярные архитектуры сверточных нейросетей, чтобы сравнить их эффективность для этой задачи: U-Net, SegNet и RefineNet. Они сами собрали датасет для обучения алгоритмов. Для этого они сняли множество кадров с дрона в Московской области, используя два разных дрона и одну экшн-камеру (закрепленную на дроне). В результате они получили 263 снимка и разметили на них области с борщевиком. Датасет доступен на GitHub.

Обучив нейросети, авторы протестировал их на одноплатном компьютере и выяснили, что они работают с частотой в десятые или сотые доли кадров в секунду. Наилучший результат дала сеть на базе U-Net — 0,7 кадра в секунду. Наилучшую классификацию показала сеть на базе SegNet с площадью под ROC-кривой (распространенная метрика оценки качества бинарной классификации), равной 0,969.

Ранее другие инженеры тоже использовали дроны для распознавания растений на снимках, в том числе хлопка и деревьев в лесу. А также дроны предлагают использовать и для уничтожения растений, например, сорняков и кокаиновых кустов.
Что известно о состоянии работ по перспективному авиакомплексу дальней авиации.

Разработка, создание и принятие на вооружение Военно-космических сил Российской Федерации перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) Су-57 дали отечественной авиационной промышленности своего рода толчок к серии принципиально новых разработок. В производственных лабораториях и конструкторских бюро ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новейшего истребителя-перехватчика пятого поколения, должного стать достойным преемником легендарного МиГ-31. По заданию командования ВТА на смену Ил-76 и «Руслану» готовится ПАК ТА. Но это, так сказать, дела дней грядущих. Оперативнее других на веяния времени отреагировала дальняя авиация, инициировав процесс разработки перспективного авиационного комплекса, получившего индекс «Посланник».

Рождение идеи
Еще до начала работ по формированию технического задания на разработку ПАК ДА ведущими отечественными аналитиками была развернута достаточно жесткая дискуссия о концепции, определяющей ключевые технические и эксплуатационные характеристики будущего бомбардировщика. В ее ходе был отвергнут постулат о способности «Посланника» летать на гиперзвуковых скоростях. Главной причиной такого решения стало отсутствие определенного прогресса в создании гарантированно работоспособного гиперзвукового двигателя. Несмотря на продолжающиеся работы в этом направлении, сроки его изготовления озвучить никто не берется.

“ Появление первого опытного образца ПАК ДА руководитель авиазавода предполагает не раньше 2023 года, но не позже 2025-го, в том же году, по его мнению, он должен впервые подняться в воздух ”
Основными принципами, заложенными в стратегический бомбардировщик будущего, стали экономичность и эксплуатационная дешевизна. В качестве ключевого аспекта фигурировала стоимость самого самолета. Его цена не должна была превышать стоимости Ту-160. По мнению генерал-лейтенанта Анатолия Жихарева, занимавшего до сентября 2016 года пост командующего дальней авиацией, речь должна была идти о принципиально новом бомбардировщике, оснащенном современным прицельно-навигационным комплексом. «ПАК ДА должен быть малозаметен, обладать способностью к применению всего арсенала существующего и перспективного вооружения и в распоряжение экипажа должны быть предоставлены передовые системы связи и радиоэлектронной борьбы», – говорил тогда Анатолий Дмитриевич.
«Посланнику», дозвуковому, малозаметному и абсолютно непохожему на своих старших коллег по цеху, предписывалось стать полноценной заменой стоящей на вооружении дальней авиации России стратегической триады – Ту-160, Ту-95 и Ту-22М3. В качестве главных отличий от предшественников виделись искусственный интеллект и гиперзвуковое оружие.

Очевидно, что ключевой составляющей ПАК ДА является ракета, в оперативной доставке которой на рубеж пуска и заключается функциональное предназначение самолета-носителя. Это высказывание принадлежит генерал-полковнику Виктору Бондареву, занимавшему в то время должность главнокомандующего ВКС. Он считал, что на вооружении «Посланника» должна стоять ракета, способная по результатам анализа воздушной и радиолокационной обстановки самостоятельно строить маршрут, траекторию, высоту и скорость полета.

Некоторыми представителями военного экспертного сообщества был создан ориентировочный образ перспективного авиационного комплекса дальней авиации на основе набора предполагаемых летно-технических характеристик:

силовая установка, произведенная ПАО «ОДК-Кузнецов», с тягой до 235 Н;
максимальная скорость полета – дозвуковая;
дальность полета – порядка 15 тысяч километров;
максимальная взлетная масса в диапазоне 145–150 тонн;
максимальная полезная нагрузка – не менее 35 тонн;
состав вооружения и авиационных средств поражения: существующие в настоящее время и перспективные стратегические крылатые и противокорабельные ракеты, высокоточные авиационные боеприпасы, гиперзвуковое оружие и оборонительное авиавооружение.
Очевидно, что образ получился несколько размытый, ведь в нем не удалось конкретизировать несколько важных характеристик, например объемы заправочных емкостей.

Развитие проекта
В августе 2009 года представители оборонного ведомства России и публичного акционерного общества «Туполев» подписали контракт, по условиям которого в течение трех лет должны были быть выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию перспективного авиакомплекса дальней авиации. Полное завершение технического проекта планировалось завершить к 2015 году. По видению конструкторов «Туполева», этот бомбардировщик должен был стать принципиально новым летательным аппаратом, в основу которого лягут концептуально свежие решения, позволяющие сохранить высокий уровень конкурентоспособности и в двадцатых годах XXI века.

Игорь Шевчук, более десяти лет (2001–2011) занимавший пост главного конструктора ПАО «Туполев», так сказал об этом проекте: «Научно-исследовательские работы следует рассматривать в качестве создания некоего научно-технического потенциала по данному направлению. Это не только и даже не столько военная тематика, сколько серьезная проработка вопросов, касающихся аэродинамики, прочности, использования новых технологий и материалов».
Ровно через три года, в августе 2012-го было официально объявлено о завершении и утверждении аванпроекта перспективного авиационного комплекса дальней авиации «Посланник» и начале опытно-конструкторских работ по проекту. В марте 2013 года был утвержден и проект нового бомбардировщика.

Примечательно, что разработкой предэскизного проекта параллельно занимались специалисты ПАО «Туполев» и Государственного научного центра ФГУП «Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н. Е. Жуковского». В итоге победила концепция, представленная туполевцами, которые в апреле 2014 года успешно завершили этап предэскизного проектирования.

Спустя два месяца появились и первые предположения относительно силовой установки будущего ракетоносца. Как и ожидалось, в качестве создателя двигателя для «Посланника» выступило ПАО «ОДК-Кузнецов», выигравшее конкурс на заключение контракта. В двигателе для ПАК ДА было решено использовать технологии газогенератора двухконтурного трехвального турбореактивного двигателя НК-32. Большинство экспертов склоняются к мнению, что речь шла о двигателе НК-65, более известном как «Изделие 80», опытный образец которого должен был быть подготовлен к программе стендовых испытаний к концу прошлого года.

Как уже говорилось, в качестве ключевой функции стратегического ракетоносца будущего позиционируется способность эффективно и полноценно заменить стоящие сегодня на вооружении дальней авиации машины. Для этого он должен гарантированно обладать как минимум двумя характеристиками: возможностью нести весь арсенал имеющихся сейчас и разрабатываемых с прицелом на ближайшую перспективу авиационных средств поражения и быть максимально незаметным для радиолокационных средств обнаружения цели, применяемых противником. И первая, и вторая задачи вполне по силам отечественным конструкторам.

Факты против слухов
Очевидно, что уровень секретности разработки перспективного авиационного комплекса дальней авиации «Посланник» максимально высок, и найти в открытом доступе достоверную информацию, раскрывающую технические особенности этого проекта, архисложно. Тем не менее кое-какие сведения время от времени сквозь завесу секретности все-таки просачиваются, правда, с подтверждением такой информации официальные лица и организации не спешат. Поэтому бремя отделения объективных фактов от красивых слухов читателю придется взять на себя.

Например, некоторые спикеры утверждают о существовании наработок в этом направлении еще 20–30 лет назад, что, мягко говоря, сомнительно. Слишком разнятся концепции современной войны с реалиями конца XX века. При этом не вызывает сомнений информация Дмитрия Рогозина о компоновке стратегического бомбардировщика будущего. В его постройке будет использована не применявшаяся ранее в авиации Советского Союза и Российской Федерации схема «летающее крыло». Практически одновременно с этим заявлением на просторах Всемирной паутины появились фотографии летательного аппарата, выдаваемые за снимки прототипа «Посланника». Правда, идентифицировать модель представленного на них самолета почему-то не удалось. То, что этот снимок не имеет отношения к российскому ПАК ДА, говорит присутствие двух авиадвигателей, вынесенных на плоскость.
Тем не менее компоновочная схема «летающее крыло» была ранее применена американцами при создании своего тяжелого стратегического бомбардировщика Northrop B-2 Spirit. Одним из преимуществ такой компоновки является малозаметность самолета в зоне действия радаров, функционирующих в длинноволновом диапазоне.

Существенно расходятся во мнении представители мирового экспертного сообщества и относительно взлетной массы и максимальной дальности полета «Посланника». Так, французское издание Air&Cosmos определило максимальный взлетный вес ПАК ДА 145 тонн. С ним категорически не согласен интернет-ресурс «Стелс машины», заявляющий о существенно большем значении данной характеристики, – 226 тонн. Кто из них ближе к истине? Думается, французы.

Сравним некоторые характеристики нового бомбардировщика и ракетоносца Ту-160, которого ПАК ДА должен заменить, а следовательно, по умолчанию должен превосходить по большинству ключевых параметров. Взлетная масса «Белого лебедя» – 275 тонн, максимальная дальность полета – 14 тысяч километров. Если указанная в интернет-издании цифра верна, то «Посланник», имеющий два двигателя против четырех у Ту-160, будет обладать значительно меньшей тяговооруженностью и никогда не сможет достичь заявленной производителем дальности полета 15–16 тысяч километров. Вас не озадачивает закономерно возникающий вопрос: для чего в таком случае героические усилия конструкторов и многомиллиардные затраты денег российских налогоплательщиков?

Не менее интересной следует считать информацию о предполагаемом производителе отечественного перспективного авиационного комплекса дальней авиации, в настоящее время находящегося в статусе подготовки к производству (передачи конструкторской документации). Одним из наиболее реальных претендентов на эту роль является филиал ПАО «Туполев» – Казанский авиационный завод имени С. П. Горбунова. Генеральный директор этого предприятия Николай Савицких заявлял, что контракт на производство «Посланника» способен загрузить производственные мощности завода не менее чем на десятилетие. Появление первого опытного образца руководитель авиазавода предполагает не раньше 2023 года, но не позже 2025-го, в том же году, по его мнению, он должен впервые подняться в воздух. И наконец, закономерный финал, выраженный в поступлении машины в серийное производство, должен состояться в 2028–2029 годах.

Чем вооружат «Посланника»
Официально подтвержденными сведениями о вооружении перспективного авиационного комплекса дальней авиации «Посланник» можно считать лишь заявления о его способности нести большее количество авиационных средств поражения, нежели самый мощный из существующих сегодня ракетоносцев – Ту-160. Предполагается, что в арсенале ПАК ДА должны присутствовать крылатые ракеты, включая образцы с разделяющимися ядерными боеголовками, максимальная дальность полета которых находится в диапазоне двух – четырех тысяч километров. Основным видом оружия остается, по крайней мере на сегодня, Х-102 – стратегическая ракета, оснащенная термоядерной боеголовкой, мощность которой варьируется от 250 килотонн до одной мегатонны, и одинаково успешно поражающая как морские, так и наземные цели. Особое место в номенклатурном перечне вооружения «Посланника» займет гиперзвуковое оружие.

Весь боевой арсенал бомбардировщика будет располагаться во внутренних отсеках, что продиктовано необходимостью уменьшения эффективной площади рассеивания как одного из элементов малозаметности.

Реакция «партнеров»
Первая информация о разработке ОПК Российской Федерации перспективных авиационных комплексов, появившаяся в свободном доступе, вызвала в западном мире традиционный приступ недоверия, граничащего с невоспитанностью. Традиционно громче всех о российском пиаре, фейковых новостях и неспособности «страны-бензоколонки» реализовать столь дорогостоящий проект вещал передовой отряд русофобствующих прибалтийских карликов, свободная от всего, что определяет государство как таковое, Украина и стремящаяся изо всех сил казаться значимой Польша.

Первым событием, изменившим тональность заявлений натовских экспертов, стало начавшееся в 2019 году серийное производство ПАК ФА Т-50 или Су-57. Реальных поводов для скептицизма стало существенно меньше, но привычка смотреть на мир через призму американских интересов осталась.
Очевидно, что появление в составе дальней авиации России «Посланника», как минимум аналогичного американскому Northrop B-2 Spirit, ставит нашу страну в один ряд с Соединенными Штатами, уже привыкшими к роли единственного обладателя современного малозаметного стратегического бомбардировщика.

Справедливости ради стоит заметить, что Китай, не собираясь довольствоваться статусом отстающего, также начал работу в этом направлении. И отступать нам в очередной раз некуда. Примечательно, что совсем недавно в СМИ появилась информация об успешной защите разработчиками, технологами и конструкторами окончательного проекта ПАК ДА. Представители Министерства обороны остались довольны результатами, что подтвердилось утверждением как облика «Посланника», так и его ключевых тактико-технических характеристик. Исключительность этого проекта заключается в том, что новый стратегический ракетоносец не является модернизированной версией созданных ранее машин. Это принципиально новый летательный аппарат. Как мы уже упоминали, первый полет опытного образца ожидается не позднее 2026 года, что для такого сложного и масштабного проекта – невероятно сжатый срок реализации.

Испытания и подготовка к запуску к МКС нового модуля "Наука" займут около двух месяцев, сообщили в "Роскосмосе".

"В соответствии с графиком работ на техническом комплексе начинается цикл пневмовакуумных испытаний модуля "Наука", предназначенных для точного контроля высоких требований к герметичности крупногабаритных отсеков и бортовых систем в наземных условиях", - говорится в сообщении.

По данным госкорпорации, испытания "рассчитаны на месячный срок". Будут проверены "герметичность корпуса, люков и стыковочных агрегатов, а также функционирование пневмогидросистем и наружных гидравлических контуров".

Кроме того, с модулем будут вестись работы по штатной подготовке изделия продолжительностью 54 дня.

Как пояснили в пресс-службе "Роскосмоса" работы будут вестись параллельно друг другу.

Запуск модуля "Наука" запланирован на июль 2021 года. До этого сроки запуска модуля неоднократно переносились.

Как это часто бывало в прошлые годы, то, что совсем недавно казалось фантастикой, стало частью обыденной жизни. Речь идет о многоразовых ракетах, которые успели громко заявить о себе в мире. Сможет ли Россия ответить компании SpaceX или Blue Origin?

Дальше – больше?
Можно сколько угодно рассуждать на тему того, что не Илон Маск придумал повторно использовать ракеты-носители, однако это никак не повлияет на общую картину. Достаточно сказать, что за первую половину 2020 года SpaceX совершила больше ракетно-космических запусков, чем Россия, Европа и Япония, вместе взятые: всего 11 стартов. Первая ступень финальной версии тяжелого носителя – Falcon 9 Block 5 – регулярно садится на морскую и наземную платформы, чтобы вскоре снова взмыть ввысь, оглушив своим ревом окрестности.

Обычно принято переходить от теории к практике, мы же поступим наоборот. Возможен ли был успех SpaceX, не будь многоразовой ступени? Вероятно, да. Маску и его специалистам удалось создать предельно экономичный для своего класса и крайне надежный носитель, а это, будем откровенны, получается не всегда и не у всех. Достаточно вспомнить тяжелую «Ангару-А5», запуск которой примерно в два раза дороже старта Falcon 9. И ей только предстоит подтвердить надежность и заявленные характеристики.

Возможность повторного использования лаконично дополнила огромный потенциал «девятки». Еще в марте 2016 года президент SpaceX Гвинн Шотвелл заявила, что, по прогнозам компании, многоразовая первая ступень приведет к снижению цены запуска Falcon 9 на 30%: то есть примерно с 62 миллионов до 42 миллионов долларов. Проще говоря, повторное использование ступени – вещь полезная и нужная.

«Корона»: старые песни о главном
Успехи SpaceX стали проблемой не только – вернее, даже не столько – для американских и европейских конкурентов Маска, сколько для космического ведомства России, преимуществом которого долгое время оставалась относительно низкая цена запусков: тяжелый «Протон-М» при цене старта в 65 миллионов долго был самой доступной из тяжелых ракет. На смену этому носителю, использующему в качестве топлива небезопасный гептил, пришла дорогая и почти нелетающая «Ангара-А5».

В свою очередь, заменить «Союз-2» должен совершенно новый «Иртыш». Ни у одной из этих ракет нет реальных конкурентных преимуществ: на основе последней иногда предлагают создать что-то многоразовое (об этом мы поговорим дальше), однако в базовой версии ракета будет одноразовым аналогом советского «Зенита» – хорошей ракеты, по меркам конца 80-х, но сейчас, опять же, не имеющей весомых плюсов перед соперниками.


Есть ли у России по-настоящему прорывные проекты? Страна вела и, по некоторым данным, ведет активные работы над своим многоразовым носителем. Еще в начале 90-х в ОАО «ГРЦ Макеева» начали создавать многоразовую ракету-носитель с вертикальным взлетом и посадкой «Корона». Она должна была быть одноступенчатой, то есть способной достигнуть орбитальной скорости без использования отделяющихся частей (для сравнения, у Falcon 9 две ступени, а у «Союза-2» – три).

Сразу стоит сказать, что еще никто не реализовывал этот принцип на практике. Один из самых известных представителей данного направления – американская McDonnell Douglas DC-X, которая так и осталась в качестве прототипа. В теории подобный подход может сделать запуски дешевле, чем когда-либо: особенно если одноразовую ракету вернут обратно. На практике же носитель после старта столкнется с чересчур большими нагрузками, кроме того, цена научно-исследовательских работ в этом направлении будет несравнимо выше, чем если бы речь шла о многоступенчатой ракете-носителе.

Что касается конкретно «Короны», то 30-метровая ракета должна выводить на низкую опорную орбиту до семи тонн полезной нагрузки. Стартовая масса – примерно 30 тонн. Для запуска и посадки предложили использовать взлетно-посадочные амортизаторы, установленные в кормовой части. Степень многоразовости ракеты должна была составлять 100 полетов, а отдельных ее элементов – не менее 25.
В Центре имени Макеева подсчитали, что летные испытания и опытная эксплуатация ракеты обошлись бы менее чем в два миллиарда долларов. Сумма кажется гигантской, однако не стоит забывать, что еще в 2012 году глава Федерального космического агентства Владимир Поповкин оценил затраты на разработку ракеты «Ангара» в 160 миллиардов рублей, или 5,3 миллиарда долларов по тогдашнему курсу. Увы, ресурсов еще на один носитель ни в 1990-е, ни в 2000-е не нашлось, поэтому в 2012 году разработку заморозили.

Впрочем, упоминать проект в контексте конкуренции с SpaceX не имело бы смысла, если бы он окончательно и бесповоротно ушел в небытие. Видимо, свою роль сыграли первые успехи Илона Маска. Еще в 2015-м инженеры ГРЦ Макеева в инициативном порядке провели проектно-конструкторские работы по облику перспективного носителя. В 2017 году РИА Новости сообщило, что российские специалисты определились с графиком разработки ракеты «Корона»: несмотря на все метаморфозы минувших десятилетий, название у носителя осталось прежним.
Тогда же отмечалось, что в качестве основного конструкционного материала выбрали углепластик. Предполагалось, что жидкостная ракета-носитель, использующая топливную пару водород/кислород, сможет вывести до 12 тонн грузов на низкую опорную орбиту. Для этого, правда, нужна «специальная схема выведения». Подготовить ракету к пуску за счет применения упрощенных стартовых сооружений можно будет всего за сутки.

И хотя «Корона» – явно не приоритет для России, даже если говорить конкретно о многоразовых носителях, информация о ней иногда «мелькает» в СМИ. Так, в январе 2020 года ведущий инженер-конструктор Центра имени Макеева Александр Вавилин заявил, что эксперты рассматривают вопрос орбитальной дозаправки носителя. Для этого нужны будут две «Короны». «Ракета будет работать как бы в сдвоенном режиме – оба «мозга» решают одну задачу. После того как дозаправились, рассоединяемся и садимся», – сказал он.
Ничего не напоминает? Похожую схему давно предлагает Маск для перспективного корабля, известного как Starship. По идее, аппарат сможет встретиться с построенным на его базе заправщиком перед полетом к Марсу. Больше смущает другое. Де-факто Государственный ракетный центр имени Макеева никогда не создавал с нуля полноценных космических ракет, хотя в числе его разработок есть успешные боевые комплексы, такие как ракета Р-29РМУ2 «Синева» для подводных лодок. Ранее на предприятии также разработали носители «Штиль», «Зыбь» и «Волна»: их создали на базе баллистических ракет Р-27 и Р-29. Эксперты ГРЦ Макеева принимали участие в работах над перспективным семейством «Русь-М», однако их свернули в 2011-м из-за нехватки денег.

В общем и целом «Корона» не выглядит как первая российская многоразовая ракета. Это слишком рискованный и потенциально крайне дорогой проект, который к тому же имеет конкурентов внутри России.

«Крыло-СВ»: наследник «Байкала»
Чаще в последнее время приходится слышать о другой концепции, в рамках которой ступень хотят возвращать «по-самолетному». То есть после запуска она сможет садиться на обычный аэродром. Один такой проект назвали «Крыло-СВ», где «СВ» означает «ступень возвращаемая». Предполагается, что она ляжет в основу концепции легкой ракеты.

В 2018-м в Фонде перспективных исследований (ФПИ) сообщили, что в России в ближайшие четыре года намерены создать полнофункциональный демонстратор возвращаемой ступени ракеты-носителя. «Мы хотим идти поэтапно – сначала будет выполнена работа по дозвуковому демонстратору, проведены его испытания, необходимая корректировка для того, чтобы к следующему этапу мы подошли с минимальными рисками», – заявили в ФПИ. Головным предприятием выступает Экспериментальный машиностроительный завод имени В. М. Мясищева. Первый испытательный полет возвращаемой ступени ракеты-носителя «Крыло-СВ» должен состояться в 2022-2023 годах.

Интересно, что в том же 2018-м похожую инициативу выдвинул ПАО «Ил», который тогда возглавлял сын главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина Алексей Рогозин. При этом его формулировка была более чем странной. «У нас на морскую платформу садиться некуда. «Роскосмос» совместно с Фондом перспективных исследований поставил задачу, как сделать так, чтобы посадка была самолетного типа», – заявил Рогозин-младший.

Ранее в России уже вели работы в этом направлении. Еще в 2001 году на авиакосмическом салоне «МАКС» представили макет многоразового ускорителя «Байкал», имеющего шасси и крылья. Предполагалось, что ускоритель можно будет применять в составе носителей семейства «Ангара» легкого, среднего и тяжелого классов, а также для других ракет. В случае успешной реализации удельную стоимость выведения полезных нагрузок на орбиту надеялись снизить вплоть до 50%.
На самом деле, первая ступень ракеты Falcon 9 (отсылка была именно к ней) может садиться не только на морскую, но и на наземную платформу. Что, как мы уже говорили выше, она давно и вполне успешно делает.

Но это все мелочи на фоне по-настоящему серьезных проблем «Крыла-СВ». На первый взгляд, «самолетная» схема универсальна. Возникает резонный вопрос: почему же ее тогда до сих пор на практике никто не реализовал? Свое мнение на этот счет есть у известного популяризатора науки и специалиста в ракетно-космической отрасли Виталия Егорова. «Ноги (как у ракеты Falcon 9. – Прим. ред.) требуют минимальной массы и доработки, чем остальные варианты. Посадить по-самолетному можно. Сэкономить на этом – нельзя», – отмечал он ранее.
И правда, чтобы выполнить самолетную посадку, ракета должна иметь не только достаточное для возвращения количество топлива, но и целый набор сложных, дорогих и тяжелых систем – все, что связано с крыльями, шасси и так далее.

«Союз-7»: по стопам Илона Маска
Слово «Союз» в последние годы стало для российской космической сферы настоящим «проклятием» – из-за путаницы в названии. Так обозначают и семейство космических кораблей, и советские ракеты, и новый «Иртыш» (известный как «Союз-5»). Отдельного внимания засуживает «Союз-7» (опять же, не путать с названием старого космического корабля), которым в последние годы обозначали сразу два типа перспективных носителей: «Союз-СПГ» и версию «Союз-5», предназначенную для космодрома Sea Launch («Морской старт»).

Напомним, последний не так давно выкупила российская группа S7. Плавучий космодром видели дешевым и доступным способом выведения коммерческой нагрузки на орбиту, а основателя S7 Владислав Филёва иногда называли «русским Илоном Маском». Но американской мечты не получилось: платформа в итоге оказались никому не нужна. Еще в марте 2020-го сборочно-командное судно «Морского старта» и сам космодром прибыли в порт Славянка в Приморье. Вскоре после этого его предложили распилить на металлолом.

Можно долго рассуждать об упущенных возможностях, но факт остается фактом: сейчас ракеты для космодрома нет. Поставки носителей с Украины (с «Морского старта» запускали «Зениты»), по понятным причинам, невозможны, а новой ракеты в лице «Союз-5» нет. На фоне этого особенно удивительно в мае 2020 года прозвучала новость о том, что инженеры НПО имени Лавочкина намерены вскоре завершить разработку эскизного проекта носителя «Союз-7» для космодрома «Морской старт». Даже предварительно выбрали разгонный блок – «Фрегат-СБУ».

В 2019 году стало известно, что российская частная компания Laros планирует впервые запустить разработанный ею многоразовый носитель. Высота одноступенчатой ракеты составит 17 метров: старт намерены провести с крупного автомобильного прицепа. Перспективы ракеты на сегодня туманны: Laros не имеет опыта в создании ракет, а последняя новость на официальном сайте компании датирована декабрем 2019 года.
В целом ракету видят очень похожей на Falcon 9. То есть первая ступень должна возвращаться на Землю вертикально, как у носителя SpaceX. «Я повторюсь, наверное, но одноразовая ракета так же «эффективна», как одноразовый самолет. Создавать одноразовый носитель – это даже не топтание на месте, а дорога вспять», – заявлял в 2018 году экс-руководитель S7 Space Сергей Сопов. В основе носителя – эскизный проект «Союз-5». От этой ракеты перспективный носитель должен унаследовать двигатель, а именно – жидкостный керосиновый РД-171, который Сопов назвал «многоразовым».

Сложно сказать, были ли когда-то перспективы у этого проекта, однако на данном этапе верить в его успех несколько наивно. Сейчас нет ни «Союза-5» (то есть базы для многоразовой ракеты), ни «Морского старта» (как действующего комплекса). Да и ставить себя в зависимость от успехов/неудач разрабатывающей ракету «Энергии» – рисковый путь.

А как быть с упомянутым выше «Союз-СПГ»? По идее, носитель, разрабатываемый в РКЦ «Прогресс», должен одним махом сократить отставание «Роскосмоса» от частных компаний из США. По словам главы космического ведомства Дмитрия Рогозина, речь идет о средней ракете, которая должна прийти на смену «Союзу-2». Она будет не только многоразовой, но и метановой: то есть станет использовать в качестве топлива сжиженный природный газ. Нужно сказать, именно метановые двигатели сейчас считают самыми перспективными. Метан недорогой, имеет широкую сырьевую базу и, в отличие от керосина, не оставляет побочных продуктов горения в виде сажи – это особенно актуально, если говорить о многоразовом применении двигателей.

Правда, есть одно «но». Сейчас таких ракетных двигателей у России нет, хотя еще в 2018 году «Энергомаш» приступил к разработке изделия, получившего обозначение РД-169. Тогда же стало известно, что испытания метанового двигателя могут начать уже через несколько лет.

О возможностях новой ракеты известно мало. Ее стартовая масса должна быть меньше, чем у «Союз-2», а грузоподъемность, наоборот, выше – до 10 тонн на низкую околоземную орбиту при пуске с «Восточного» («Союз-2» может вывести на НОО до 9,2 тонны). Как именно хотят возвращать первую ступень, пока не известно. Однако, по словам Дмитрия Рогозина, если «Крыло-СВ» докажет свой потенциал на легкой ракете, то его можно будет применять и на среднем носителе.
У ракеты есть пламенные сторонники: в частности, бывший гендиректор Центра Хруничева Владимир Нестеров, который недавно заявил о преимуществах «Союза-СПГ», противопоставив его «неудачному» «Иртышу». Впрочем, слов явно недостаточно для того, чтобы перспективный метановый носитель получил путевку в жизнь.

В завершение хочется сказать, что пока российские многоразовые технологии существуют исключительно на бумаге и в будущем времени. Сегодня нет ни готовых изделий, ни прототипов, ни даже четких сроков испытаний таких ракет. А конкуренты между тем не стоят на месте. И даже если завтра по какой-то причине не станет SpaceX, ее знамя гордо понесет в руках другая частная компания.

Первый опытный образец научной аппаратуры робота проекта "Теледроид", предназначенного для работы в открытом космосе, появится в феврале 2022 года. Об этом говорится в сообщении НПО "Андроидная техника", распространенном во вторник.

Как уточнили в организации, в конце марта был подписан контракт с Ракетно-космической корпорацией (РКК) "Энергия" на создание робототехнического комплекса нового поколения, предназначенного для выхода в открытый космос.

"Проект рассчитан до 2025 года. Первый этап будет завершен в конце февраля 2022 года, результатом станет изготовление опытного изделия научной аппаратуры для первой стадии испытаний", - говорится в сообщении.

В НПО отметили, что создаваемый робот "Теледроид" для работы в открытом космосе может быть размещен не на МКС, а на перспективной российской орбитальной станции. "Робототехнический комплекс будет базироваться на МКС (или перспективной РОС) и осуществлять работы на внешней поверхности станции", - говорится в сообщении.

Облик робота

В свою очередь исполнительный директор НПО Евгений Дудоров отметил, что согласование проекта проводилось в течение восьми лет. "Особенно тщательно заказчиком отработано техническое задание. Результат должен получится очень интересным", - сказал Дудоров.

Сейчас прорабатывается облик робота-космонавта, его компоненты, протоколы стыковки с МКС. "Предполагается, что "Теледроидом" будут управлять не только с МКС, но и с Земли, а костюм-аватар будет усовершенствован с учетом замечаний космонавтов, которые были выявлены в работе с роботом FEDOR", - добавили в НПО "Андроидная техника".

В конце января в организации сообщили ТАСС, что контракт на создание робота находится в завершающей стадии, при этом работа по созданию стартовали 1 декабря 2020 года.


Комментариев нет:

Отправить комментарий