четверг, 10 июня 2021 г.

ПЕРЕДОВОЙ КОМПЛЕКС ОБОРОНЫ И СИСТЕМА ПЕРЕХВАТА ДРОНОВ КЛЕЙКОЙ ЛЕНТОЙ. ADVANCED DEFENSE SYSTEM AND DRONE INTERCEPTION SYSTEM WITH DUCT TAPE.

 Квадроцикл вездеход. И ещё много товаров для дома, бизнеса и вашей работы.

Мощный внедорожный электрический горный велосипед. И ещё много недорогих товаров для дома и вашего бизнеса.

Мощный электрический  светодиодный самокат. И другие самокаты, скутеры и скейтборды на любой вкус и кошелёк.

Портативная игровая консоль Sega Genesis Gopher 2 + 500 игр.

Игровая консоль Microsoft XBOX One X 1Tb Black CYV-00011. И другие недорогие товары.

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), который разрабатывается в ПАО "Туполев", получит самый передовой комплекс обороны, который позволит защитить самолет от всех видов оружия. Об этом сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе.
По словам собеседника агентства, при создании перспективного бомбардировщика особый акцент делается на защите самолета от ПВО и ПРО противника с помощью средств радиоэлектронной борьбы. "Для ПАК ДА разрабатывается полностью новый бортовой комплекс обороны, который позволит защитить его от всех видов оружия - радиолокационного и оптического", - сказал он.
По его словам, перспективный бомбардировщик будет нести только внутрифюзеляжное оружие, в том числе ракеты большой дальности. "Это позволит самолету не заходить в зону ПВО противника, поражать назначенные цели из районов мирового океана или с территории другого государства", - сказал собеседник агентства, добавив, что идет изготовление опытного образца ПАК ДА. ТАСС не располагает официальным комментарием на этот счет.
В декабре 2019 года замминистра обороны России Алексей Криворучко в интервью газете "Красная звезда" сообщил, что эскизный проект самолета ПАК ДА утвержден и ПАО "Туполев" приступило к разработке рабочей конструкторской документации. В мае 2020 года источники ТАСС сообщали, что началось изготовление первого опытного образца нового "стратега".
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации спроектирован по схеме "летающее крыло". В конструкции машины будут широко применяться технологии и материалы, снижающие заметность (технология "стелс"). Самолет будет способен нести существующие и перспективные стратегические крылатые ракеты, высокоточные авиабомбы, гиперзвуковое оружие, будет оснащен новейшими средствами связи и радиоэлектронной борьбы. Машина получит дозвуковую скорость полета.

prototip-pak-da-v-predstavlenii-3d-hudozhnika-s3i5gfkz-1614837661.t (640x372, 30Kb)

Внедорожный электрический самокат 72V 8000W, скорость до 90-100 км/ч.

Мощное моно колесо. Электрический скутер.

Золотые серьги с бриллиантами всего за 12 тысяч рублей и ещё много ювелирных украшений с хорошими скидками.

Золотой православный крестик с бриллиантом. С большой скидкой.

Золотое кольцо с топазом. Любимый цвет Английских королев.

Подвесная люстра Bohemia Ivele.

Высокоскоростная электрическая гидро доска для серфинга.

Подводный пропеллер Whiteshark MIX, оборудование для дайвинга, подводный скутер для сноркелинга. С большой скидкой и огромный выбор других товаров онлайн супер маркете.

Электрическая доска для пляжного отдыха и купания.

Электрический круг с дистанционным управлением для спасения утопающих на воде.

Youcan робот подводный 4 часа BW Space ROV с видеозаписью 1080P / 4K и камерой 12 МП. Водонепроницаемые радиоуправляемые дроны.

 Подводный робот дрон с роботизированной рукой для аварийно-спасательных работ.

Мощный квадрокоптер с видеокамерой и большой скидкой.

Дизельный четырехколесный вилочный погрузчик 3 тонны штабелер.

Большой электрический сельскохозяйственный дрон.

Пентагон завершил программу разработки недорогой мобильной системы перехвата дронов. Как сообщает Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA), ее перехватчики стреляют клейкой лентой, которая заполняет пропеллеры малых беспилотников, в результате дроны не могут двигаться и падают.
Дроны сегодня делают множество интересных вещей: доставляют посылки, помогают фермерам и выступают в роли ховерборда. О самых занятных маленьких беспилотниках вы можете почитать в нашем материале.
Но дроны не только приносят пользу в самых разных сферах. Еще они участвуют в актах вандализма, занимаются контрабандой и незаконной аэросъемкой. Их могут использовать террористы, и такие случаи уже бывали. Например, боевики «Исламского государства» (организация признана террористической и запрещена в России) переделывали в бомбардировщики обычные квадрокоптеры и сбрасывали с них гранаты для 40-миллиметровых гранатометов во время операции правительственных войск Ирака. Поэтому способов борьбы с дронами уже есть множество, подробнее об этом можно прочитать в нашем материале «Пожужжи мне тут».
Американцы занялись разработкой недорогой мобильной системы перехвата дронов четыре года назад. Она должна защитить от маленьких беспилотников составы, движущиеся по потенциально населенным регионам, где нужно избегать использования оружия взрывного действия.
DARPA сообщила о завершении программы разработки системы перехвата дронов 7 июня. Система оснащена радаром X-диапазона, который автоматически определяет угрожающие беспилотные летательные аппараты и передает цель перехватчикам. Последние могут быть двух типов — вертолетного и самолетного. Они нейтрализуют дроны, стреляя клейкой лентой, которая заполняет их пропеллеры до прекращения движения. Все это происходит без вмешательства операторов. Сами перехватчики можно использовать много раз. Система в первую очередь предназначена для защиты от нескольких дронов, но на видео с испытаний видно только как она сбивает один квадрокоптер. Он упал через несколько секунд после того, как перехватчик выстрелил в него клейкой лентой.

Bf2OzJcEqaQ (640x327, 45Kb)

Мощный электрический скейтборд. С огромной скидкой и много других товаров в онлайн гипер маркете.

Электрические мотоциклы разной мощности 2000W 3000W 4000W 5000W с хорошей скидкой. И много других товаров.

Мощный электрический внедорожный скейтборд с огромной скидкой.

Легкая установка стальная рама жесткий пластик ПВХ бассейны.

Бассейн с надувными водными горками.

Профессиональный четырёхлинейный воздушный змей Mania 2, парашют для открытого воздуха, параплана, летающее оборудование для взрослых, 12 кв. м, для кайтсерфинга, кайтбординга, занятий спортом на открытом воздухе, с летающим набором и инструкцией.

Гигантский надувной бассейн, парк развлечений, надувная водная горка, игровая площадка.

Двухтактный двигатель 49CC, маленький четырехколесный мотовездеход, бензиновый карт, скутер для детей и взрослых, внедорожник, четырехколесный мотоцикл.

Большой автомобиль с дистанционным управлением, модель внедорожника, метанол, бензин, гибридный автомобиль.

Мотоцикл на бензине для взрослых 125cc четырехтактный двухколесный мотоцикл с воздушным охлаждением.

Электрический трехколесный скутер. И много других товаров в онлайн гипермаркете.

Кимоно из сатина. И другая модная одежда.

Фен Dyson Supersonic Fuchsia Выгодный набор.

Супер мотоцикл для пупсика о трёх колёсах. И много других игрушек для детей и взрослых.

Высококачественный карт для гонок. И много другой интересной техники.

Радиоуправляемый катер TRAXXAS для детей.

ВВС Италии достигли с правительством США и компанией General Atomics Aeronautical Systems, Inc. (GA-ASI) соглашения о сотрудничестве с целью проведения в рамках программы "Иностранные военные продажи" модернизации парка БЛА MQ-9 "Рипер" и наземных станций управления.

Проект предусматривает выполнение модернизации в средине срока эксплуатации (MLM) состоящих на вооружении ВВС Италии БЛА MQ-9 версии Блок-1 до конфигурации Блок-5.
Аппараты версии Блок-5 отличаются более мощным источником электроэнергии, улучшенным шасси и последними версиями многорежимной РЛС "Линкс" (Lynx) и электронно-оптической станции производства Raytheon.

ВВС Италии продолжительное время применяют БЛА MQ-9 для сбора информации, наблюдения и разведки в Италии, над Средиземным морем и для поддержки операций НАТО. Модернизация улучшит возможности ведения разведки по сравнению с базовой версией.

Как сообщал ЦАМТО, Агентство по оборонному сотрудничеству и безопасности МО США (DSCA) в августе 2008 года уведомило Конгресс США о планируемой продаже Италии 4 БЛА MQ-9 "Рипер", а также сопутствующего вспомогательного оборудования и обеспечения наземной поддержки в течение 5 лет. Стоимость соглашения оценивалась в 330 млн. долл. В ноябре 2009 года DSCA уведомило Конгресс США о возможной продаже Италии двух дополнительных невооруженных БЛА MQ-9 и другого оборудования стоимостью около 63 млн. долл.

"Радар ммс": электробеспилотник-вертолет и конвертоплан для Арктики появятся к 2022 году.
2-5 июня в Санкт-Петербурге впервые за два года с учетом коронавирусного 2020-го прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), где представители крупнейших российских компаний участвовали в дискуссиях, заключали соглашения и соревновались в демонстрации самых современных технологий. Корреспондент ТАСС на полях ПМЭФ-2021 побеседовал с исполнительным директором АО "НПП "Радар ммс" Иваном Анцевым и узнал, что компания активно развивает технологии доставки денег, документов и почтовых отправлений беспилотниками и планирует оснастить "умными" технологиями города в ряде регионов России.

- Иван Георгиевич, расскажите, что представляет из себя "Цифровой город"?
- "Цифровой город" - это очень широкое понятие. Сюда включается интеллектуальная транспортная система, интеллектуальная медицина, интеллектуальные здания и огромное количество других направлений.

Наша компания занимается этим направлением более 15 лет и начинала с создания интеллектуальных систем для зданий и их групп: жилищных комплексов, бизнес-центров, промышленных предприятий и прочих объектов. На территории России нами уже реализовано более 500 проектов в области интеллектуальных зданий и интеллектуальной инфраструктуры.

Специалисты "Радар ммс" разработали платформу Smart Unity, которая позволяет интегрировать в себя инженерное оборудование различных производителей на основе технологии "Интернет вещей" (IoT).

Со временем аналогичные технологии стали использоваться и в городской инфраструктуре. Появились интеллектуальное освещение улиц и магистралей, интеллектуальные остановки общественного транспорта, "умные" школы и вокзалы, энергосберегающие котельные, а также система интеллектуальной безопасности. Последняя представляет собой систему видеонаблюдения с искусственным интеллектом, которая дает возможность распознавания лиц, номеров и так далее.
Все это построено на единой платформе и позволяет минимизировать затраты на обслуживание систем и экономить на ресурсах. Технологии энергосбережения позволяют сэкономить от 20% до 30% энергоресурсов. Если перевести в денежный эквивалент, получается довольно существенная цифра.

Платформа Smart Unity позволяет создавать проекты любого уровня сложности, от простых "умных" домов до сложных многоуровневых систем "умных" городов. Она дает возможность конфигурировать, настраивать, формировать диспетчерские центры и центры управления и обрабатывать всю полученную информацию в режиме реального времени
Кроме того, мы как радиоэлектронное предприятие выпускаем различные датчики, сенсорные и исполнительные механизмы, построенные по технологии "интернета вещей" "Умный город". Они интегрируются в любые системы благодаря использованию международных стандартов и протоколов.

- Если более простым языком, с точки зрения пользователя. Как все это улучшает жизнь конкретного горожанина?

- Все мы платим за отопление, свет и другие коммунальные услуги, но далеко не всегда бываем удовлетворены стоимостью и качеством этих услуг. Чтобы удовлетворить эти потребности горожан, мы бесплатно устанавливаем в многоквартирных домах "умное" оборудование по программе "Энергосервис", которое позволяет экономить жильцам 5-7% на ежемесячных коммунальных платежах, а поставщикам услуг - на обслуживании и сокращении расхода ресурсов. Окупаемость установленного нами оборудования идет за счет полученной экономии, в течение двух-трех лет эксплуатации.

При строительстве новых интеллектуальных зданий увеличение затрат составляет 15% относительно здания с традиционной инфраструктурой, а срок окупаемости составляет три - пять лет. В зависимости от площади диапазон от трех до пяти лет гарантирован за счет экономии на электричестве, кондиционировании, вентиляции и обслуживании.

К примеру, интеллектуальная система самодиагностируется и сразу уведомляет, если что-либо вышло из строя. Вам не надо круглогодично держать специалистов по кондиционированию, освещению и так далее. Всем им нужно платить деньги. Когда эксплуатируешь несколько зданий, это вообще становится очень существенно. А здесь может быть два специалиста сразу на несколько зданий.

- Есть интерес к вашим разработкам за рубежом?

- Наше оборудование сегодня востребовано не только в России, но и за ее пределами. Например, в Малайзии "Радар ммс" внедрил пилотную зону по освещению автомагистралей. Теперь "умные" фонари, интегрированные с системой "интернета вещей", не только позволяют в реальном времени отслеживать энергопотребление, но и обеспечивают транспортный поток световой дорожкой, что обеспечивает существенную экономию.
Если машин нет - все фонари выключаются. Как только появляется транспорт, его сопровождает световая дорожка длиной 2,5-3 км. За счет этого достигается существенная экономия электроэнергии на магистралях, оснащенных десятками, а иногда и сотнями тысяч фонарей.

Кроме того, подобное решение обеспечивает дополнительную безопасность на трассе, позволяя за многие километры видеть приближение встречного движущегося транспорта, а также фиксировать превышение скорости или неожиданную остановку автомобиля.

- С какими еще иностранными заказчиками сотрудничаете помимо упомянутой выше Малайзии?

- Мы делали проекты в Астане, в Италии и в Турции. В Италию и Турцию мы поставляли софт - саму платформу Smart Unity - и проводили обучение специалистов. Дальше они сами реализовывают проекты.

Аппаратуру мы пока не экспортируем, так как широкая линейка аппаратуры под "Цифровой город" сейчас только формируется. Исключение - проект с освещением в Малайзии. Там уже стоит наша аппаратура.
- А в России есть такие проекты?

- Мы активно прорабатываем проекты на уровне городских властей, и в ближайшее время ряд регионов будет включен в эту программу. Ранее премьер-министр РФ Михаил Мишустин говорил о том, что все магистрали нашей страны необходимо оснастить "умным" освещением.

Сегодня ключевыми компетенциями в "цифровизации" автомагистралей для "Радар ммс" являются: интеллектуальное освещение, интеллектуальные парковки и "умные" метеостанции
Интеллектуальные парковки - это удобные сервисы для жителей: оплата парковки, определение количества свободных мест на парковке и их интеллектуальная подсветка.

Интеллектуальные метеостанции - это еще один неотъемлемый элемент современного "умного" города. Точная, оперативная и автоматизированная метеоинформация позволяет не только следить за изменениями погоды в режиме реального времени, но и, например, подсказывать коммунальным службам, сколько реагента необходимо нанести на дорожное покрытие или сколько транспорта выпустить на линию, чтобы максимально оперативно устранить последствия снегопада.

Наши метеостанции измеряют не только температуру, влажность и давление, но и волнение моря, и ветровую нагрузку, и даже течение. Это очень важная информация для судоходства. В ряде регионов мы уже внедряем метеостанции "Радар ммс" и сводим их в единые информационные центры.

- Какие это регионы?

- Сегодня эти технологии в виде различных решений уже доступны в Ханты-Мансийске, Нижнем Новгороде, Самаре и Новокуйбышевске. Мы активно развиваем свое присутствие в регионах, постепенно занимаем нишу технологических решений для "умных" домов и "умных" зданий и делаем это уверенными темпами.

- А в Москве есть ваши проекты?

- Москва - это очень интересная и перспективная площадка для наших технологических решений, но она требует от нас больших технологических мощностей и имеет ряд специфических требований. Поэтому пока мы развиваем свое присутствие в регионах.

- Кто ваши основные конкуренты?

- В области платформы по "Цифровому городу" - сравнивать надо сравнимое. Полноценных отечественных аналогов нашей интеллектуальной платформе в России сегодня практически нет. А с точки зрения интеграторов, конечно же, проектов много. Интеграционными проектами в области интеллектуальных городов и отдельных подсистем много кто занимается.

- А для "умного" дома или отдельной квартиры вы что-то производите?
- Наш программное обеспечение очень универсально. С его помощью вы можете оборудовать "умный" дом у себя в квартире или на загородном участке. Например, автоматизировать освещение, отопление, безопасность и даже мультимедийные системы. Но по коммерческим соображениям мы сейчас не развиваем это направление, так как оно стало узкосегментированным и менее востребованным у широкой аудитории.

Большинство пользователей предпочитают недорогие и точечные решения от китайских производителей: "умные" розетки, "умные" лампочки, "умные" колонки, способные управляться дистанционно, но не связанные единым управлением и аналитикой. Это не "умный" дом.

"Умный" дом — это система, которая интегрирует в себя все инженерные системы: вентиляция, кондиционирование, отопление, теплые полы, освещение, мультимедийные сервисы. Все это должно работать в едином слаженном алгоритме с применением технологий искусственного интеллекта: вы пришли домой, и система распознала, что это вы. Она адаптируется под ваши действия, например, знает, что вы приходите домой и сразу идете на кухню. В этом случае она сразу включит там свет, выберет правильный уровень освещенности и включит музыку, которая вам нравится. За это отвечает самообучающаяся нейросеть в доме
Или "умный" дом отправляет сообщение в WhatsApp или Telegram, что ваш ребенок пришел домой и с ним все в порядке. Именно такие маленькие вау-эффекты создают новый уровень жизни - от "умного" дома до интеллектуального города.

- Все эти технологии, наверное, с успехом можно применять и в военной отрасли?

- Конечно, трансфер технологий из оборонки в гражданку и наоборот возможен. Сегодня это тренд во всем мире. Например, системы "умного" распознавания образов ведущих мировых IT-компаний находят свое применение в оборонной отрасли, а интеллектуальные системы управления - в беспилотном авиастроении и кораблестроении. Наши математические алгоритмы также универсальны для любого другого инженерного оборудования.

- Тогда давайте перейдем к беспилотникам.

- Сейчас беспилотники - это тоже элемент "Цифрового города", который будет активно развиваться. Они используются в логистике, картографии, при поиске полезных ископаемых. С их помощью можно доставлять деньги, почту, посылки и прочие грузы.

Сейчас команда специалистов "Радар ммс" активно работает в этом направлении. Мы используем свои беспилотные летательные аппараты, свое оборудование - магнитометры, оптико-электронные системы - и выполняем задачи в интересах различных заказчиков. Так, с компанией "Газпром" мы отработали ряд кейсов по доставке промышленных грузов, а также разведке нефтегазовых месторождений.

Сейчас активно развивается рынок доставки грузов в труднодоступные регионы. Есть места, где дорога из одной точки в другую на транспорте занимает четыре или пять часов, а на беспилотнике — 10–15 минут. Это колоссальная экономия ресурса, времени и топлива
Совместно со "Сбером" мы выполнили пилотный проект по доставке документов и денег в Самарском регионе и Челябинской области. Инкассаторы устанавливали на наш беспилотник специальные опечатанные контейнеры с ценным грузом, мы размещали его на воздушное судно и отправляли в указанную точку. Там его встречал другой инкассатор, забирал контейнер, после чего беспилотник возвращался.

- Кто-то еще из крупных игроков рынка интересовался этой разработкой?
- Сегодня мы прорабатываем варианты использования наших беспилотников с "Почтой России" и "Сбером" - прорабатываются конкретные маршруты и проводится оценка с точки зрения бизнеса. Для крупных компаний это существенная экономия денежных средств.

- Не страшно, что злоумышленники могут сбить беспилотник и забрать деньги?

- Крупные компании имеют опыт в части обеспечения безопасности и сохранности грузов. Например, в банковской сфере давно и успешно применяют специализированные контейнеры со специальной химией внутри.

Кроме того, беспилотный летательный аппарат обладает достаточной защищенностью. Его маршрут может быть каждый раз разный, а высота полета практически недоступна для воздействия злоумышленников. Например, если он летит на высоте 500 м, то вы вряд ли увидите и услышите, не говоря уже о летательных аппаратах вертолетного типа, которые могут подниматься до 4 тыс. м.

Наша задача - предоставлять услуги и обеспечивать безопасность перевозки тех или иных грузов, будь то деньги, медикаменты, посылки, письма, все что угодно.
- А есть экономический расчет, сколько это сэкономит средств?

- Сегодня для оперативной логистики в труднодоступных регионах используется пилотируемая вертолетная техника. Стоимость одного летного часа у наиболее распространенного в регионах вертолета Ми-8 начинается от 100 тыс. рублей. Это обслуживание, зарплата летчика и топливо независимо от полезной нагрузки воздушного судна.

Стоимость летного часа беспилотника для аналогичных задач будет колебаться в зависимости от объема перевозки от 5-10 тыс. рублей до 30 тыс. рублей в зависимости от аппарата. Это все равно существенно дешевле, чем пилотируемый вертолет или самолет.
- Это будет использоваться только в труднодоступных регионах или везде?

- Сейчас нормативная база не позволяет запустить беспилотные летательные аппараты над городом. Это серьезный вопрос, и мы над ним активно работаем.

Мы как разработчик, который имеет свой летный испытательный комплекс и своих летчиков-испытателей, свою сертифицированную базу, можем позволить себе закрывать воздушное пространство, обеспечивать в этом воздушном пространстве безопасность перелетов, чтобы обеспечить доставку из точки А в точку Б
В настоящий момент мы совместно с Росавиацией и Минтрансом прорабатываем регулятивные механизмы, которые позволят в дальнейшем развить это направление. Во всем мире и Amazon, и DHL, и Google активно развивают направление логистики с помощью авиационных беспилотников. За этим будущее - в этом нет никакого сомнения. В Китае уже используют беспилотную доставку грузов на большие расстояния: и на 1 тыс., и на 2 тыс. км.

- Вы будете только продавать оборудование и софт или планируете быть оператором этого сервиса?

- Большинству крупных компаний невыгодно покупать отдельные беспилотники в регионах, так как для этого необходимо содержать штат квалифицированных специалистов: инженеров, операторов, диспетчеров и других. Мы предлагаем все это как услугу по требованию заказчика.

"Радар ммс" одним из первых начал развитие беспилотных летательных аппаратов вертолетного типа в России. Для нас это очень интересный рынок, и мы отчетливо видим себя в нем.

- А курьерской доставкой планируете заниматься?

- Это уже вопрос полетов над городом. Хотя если взять доставку в какие-нибудь отдаленные населенные пункты - возможно, это надо считать. Все зависит от экономики.

- А по дальности на сколько можно доставить?

- Все зависит от потребностей. Пожалуйста, будем доставлять не вертолетом, а беспилотным самолетом. Самолетом мы сможем обеспечить дальность более 1 тыс. км, но это потребует аэродромного базирования и соответствующей инфраструктуры. У вертолета продолжительность полета где-то около 3,5-4 часов со скоростью 120 км/ч.

- Планируете ли сделать беспилотник с гибридным двигателем?

- Мы работаем над линейкой различных беспилотников. Есть среди них и полностью электрические, которые однозначно будут востребованы и будут развиваться: конвертопланы, а также БЛА вертолетного и самолетного типа.
Вопрос гибридного двигателя тоже прорабатываем, но это очень непростая тема: она в себе сочетает ряд научно-технических особенностей. Аппарат получается тяжеловатый, с учетом того, что там и двигатель внутреннего сгорания, и аккумулятор. Надо найти баланс. Если найдем идеальный баланс, тогда будет.

- А срок известен?

- Полностью электрический беспилотник вертолетного типа должен появиться к концу 2021 года. Конвертоплан - где-то тоже в этом диапазоне.

- Каковы перспективы беспилотному летательному аппарату морского базирования взлетной массой 600 кг?

- Конечно, они есть. Эта задача очень актуальна для заказчиков из добывающих отраслей, которым необходимы беспилотники для доставки морских грузов на платформу. Сейчас мы отрабатываем морскую посадку, и думаю, что в ближайшие год-полтора сможем предоставлять услуги по доставке грузов на морские платформы.

- А разработками для Арктики занимаетесь?

- С точки зрения техники мы сразу разрабатываем универсальные летательные аппараты, которые могут работать как в теплых жарких странах, так и в арктических широтах - от +45 °С до -70 °С. Для отдельных полетных режимов могут потребоваться дополнительные испытания, но это в большей степени для подтверждения заявленных характеристик.

- Будут ли в беспилотниках использоваться системы искусственного интеллекта, синтетического зрения и так далее?

- Да, потому что за этим будущее. Во-первых, в наших БЛА тяжелого типа уже используется интеллектуальная система управления, которая позволяет в полностью автоматическом режиме двигаться по маршруту и при возникновении каких-либо динамических препятствий осуществлять безопасный облет. Динамические препятствия - это, например, строительный кран, который является препятствием, но его нет на карте.

Наши беспилотники умеют обходить подобные препятствия в низковысотном режиме. Все маршруты строятся с учетом рельефа местности, климатических особенностей, метеорологических параметров. Если погода меняется, то беспилотник может изменить маршрут, причем в режиме реального времени. В автоматическом режиме идет обмен с наземной станцией, и если возникает какая-то опасность на маршруте, система это определяет и корректирует.

Разумеется, есть и средства технического зрения, как радиолокационные, так и оптические. Это тоже создано и для обеспечения высокоточной прецизионной посадки, и для движения по маршруту.

Все наши разработки так или иначе направлены на экономию ресурсов. И это не какая-то условная экономия - это большие и реально измеримые средства.
Глава Минобороны Сергей Шойгу в Южном военном округе присутствовал на подготовке морского спецназа. В эфире радио Sputnik директор Центра военно-политических исследований МГИМО Алексей Подберезкин рассказал об особенностях подготовки бойцов спецназа.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу осмотрел подготовку морского спецназа в ходе поездки в войска Южного военного округа, сообщила пресс-служба ведомства на странице "ВКонтакте".

Шойгу посетил учебно-тренировочную базу 137-го отряда борьбы с подводными диверсионными силами и средствами Каспийской флотилии. Там ему показали подготовку военнослужащих в барокамерах и глубоководном бассейне, где они отрабатывают погружения, рукопашный и ножевой бой, стрельбу и обследование корабля.

В ходе осмотра глава Минобороны обратил внимание на необходимость учитывать индивидуальные особенности каждого военнослужащего.

"У каждого индивидуальные характеристики, свое здоровье. Необходимо учитывать все. Это же спецназ. Это штучная работа", – заявил он.

В эфире радио Sputnik директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук Алексей Подберезкин отметил, что есть все основания для того, чтобы называть подготовку спецназовцев "штучной работой".

"Отбирают (для службы в спецназе, – ред.) не новичков, а прослуживших как минимум 3–4 года, от сержанта до младшего офицера – и это только для начальной подготовки. А сама подготовка зависит от поставленных целей и задач, она может занимать и 5, и 7 лет. Это высококлассные офицеры, "штучный товар", которых долго готовят для выполнения специальных заданий", – сказал Алексей Подберезкин.
По его словам, подготовка спецназа в различных видах войск в советской, а затем Российской армии в последние десятилетия постоянно усложнялась, а его численный состав увеличивался.

"Численность спецназа как такового, она если насчитывала после (Великой Отечественной) войны тысячи человек, то сейчас это десятки тысяч. И каждый из них – это своего рода уникальный человек с уникальной подготовкой", – отметил эксперт.
Российские инженеры-энтузиасты объявили о завершении проектирования лунного микроспутника, который будет способен рассмотреть «Аполлоны» и «Луноходы» на поверхности естественного спутника Земли. Средства на его разработку были собраны помощью краудфандинга, а выводиться в космос аппарат будет в качестве попутной полезной нагрузки, говорится в сообщении разработчиков, поступившем в редакцию N + 1.

Проект лунного микроспутника стартовал в 2015 году по инициативе популяризатора космонавтики и блогера (а также автора N + 1) Виталия Егорова. В его разработке в частном порядке участвуют сотрудники российских частных компаний, предприятий «Роскосмоса» и научно-исследовательских институтов, а деньги для начала работы были собраны при помощи краудфандинга. Ожидается, что аппарат сможет провести фоторазведку мест посадок на Луну как пилотируемых кораблей, так и автоматических станций и луноходов, картографировать с высокой детализацией интересные для планетологов области, провести наблюдения в рамках астероидно-кометной безопасности, и испытать технологию лазерной связи.
9 июня 2021 года разработчики микроспутника объявили о завершении проектирования аппарата. Его масса должна составить около 50 килограмм, он будет оснащен фотокамерой с телескопом, способным увидеть объекты на поверхности Луны размером до 25 сантиметров с высоты 50 километров. Подобная детализация превосходит возможности других орбитальных окололунных аппаратов, например Lunar Reconnaissance Orbiter, а авторы надеются, что смогут рассмотреть элементы кораблей и дорожки следов астронавтов. Например, по словам Виталия Егорова, можно будет различить (в виде одной точки) барельеф Ленина, который был на автоматической станции «Луна-17». Электропитание микроспутника будет обеспечиваться раскладываемыми солнечными батареями, а в качестве маршевой двигательной установки могут выступить четыре двигателя ОКБ «Факел». Обмен данными с Землей будет вестись через наземные станции Российской академии наук, «Роскосмоса» или институтов.
По оценке авторов полная стоимость разработки, производства и испытаний аппарата составит 750 миллионов рублей. Ожидается, что в космос микроспутник отправится в качестве попутной полезной нагрузки при помощи ракеты-носителя «Союз-2», «Союз-5» или «Ангара-А5», а затем самостоятельно выйдет на низкую круговую окололунную орбиту, где проработает 1-3 года. Разработчики надеются заинтересовать проектом частных инвесторов и институты РАН и «Роскосмос», чтобы получить необходимое финансирование.

Первым частным космическим аппаратом, отправленным к Луне, стал израильский «Берешит», однако на этапе высадки на Луну в 2019 году он потерпел крушение.
В мотострелковое соединение ВВО, дислоцированное в Бурятии, поступил новейший цифровой комплекс связи "Переселенец", смонтированный на базе КАМАЗ-53501 с колесной формулой 6х6.

Комплекс "Переселенец" повысит качество системы связи между пунктами управления в полевых условиях.
В состав комплекса входят радиостанция "Акведук-25У", радиорелейная станция, цифровое радиорелейное оборудование, абонентский терминал, комплект технической обработки сообщений, коммутатор открытой связи и другие средства.

Данный комплекс позволяет создавать более 100 различных каналов связи. Программное обеспечение поддерживает все существующие и перспективные стандарты связи.

Комплекс пройдет проверку в ходе тактических учений в августе текущего года, где в условиях, максимально приближенных к боевым, будут апробированы новые способы построения линий связи и управления подразделениями, сообщает пресс-служба Восточного военного округа.
Военнослужащие десантно-штурмового полка в Ставрополе получили батальонный комплект новейшей техники - 31 боевую машину БМД-4М и восемь бронетранспортеров БТР-МДМ "Ракушка". До конца года по программе перевооружения поставят еще три комплекта боевых машин.

Об этом сообщает газета "Красная звезда". Командир десантно-штурмового батальона Герой России гвардии подполковник Дмитрий Лисицкий отметил, что новая боевая машина десанта превосходит предыдущие образцы в подвижности, проходимости и огневой мощи. Новая система управления огнем, по его словам, позволяет получать осуществлять поиск целей в любой обстановке.
Командир роты гвардии капитан Игорь Жидков добавил, что БМД-4М "заточена на ведение манёвренных наступательных и оборонительных боевых действий".

Военнослужащие также отметили, что на БМД-4М установлен более мощный двигатель, что позволяет ей развивать более высокую скорость. "При этом она легка в управлении, так как управляется штурвалом, а не рычагами. Имеется коробка-автомат", - заявил командир отделения гвардии сержант Максим Медведев.

По словам наводчика-оператора гвардии ефрейтора Аркадия Шейко, БМД4-М гораздо умнее, чем БМД-2. Бортовой компьютер, танковый баллистический вычислитель, прибор ночного видения, датчики давления и температуры воздуха позволяют вести стрельбу в любое время суток и в любых метеоусловиях. "Работать теперь одно удовольствие", - сказал наводчик-оператор.

 В Тюменском высшем военно-инженерном командном училище имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова (ТВВИКУ) динамично наращивается и совершенствуется учебно-тренажерная база.

Для подготовки будущих офицеров инженерных войск активно применяются современные тренажеры. Они предназначены для выработки у курсантов первоначальных практических навыков по управлению инженерными машинами. В их числе динамические тренажеры инженерной машины разграждения (ДТ-ИМР) и бульдозера на артиллерийском тягаче (ДТ-БАТ), предназначенных для обучения, поддержания и совершенствования навыков, приемов вождения экипажей ИМР-3М и путепрокладчика БАТ-2. Тренажеры позволяют моделировать различные ландшафты, дорожные, погодные и климатические условия, возникающие в сложной учебно-боевой обстановке в ходе выполнения задач инженерного обеспечения.

Кроме того курсанты обучаются на виртуальных тренажерах плавающих транспортеров ПТС-2 и буксирно-моторных катеров БМК, автомобильных кранов и экскаваторов военного назначения.

Введение в программу обучения занятий на динамических тренажерах позволяют экономить моторесурс и ГСМ, в меньшей степени происходит эксплуатационный износ учебно-боевой группы инженерных машин, сообщает Департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны РФ.

БМП "Пума" – текущее состояние дел
Как известно, БМП "Пума" в перспективе заменит давно находящиеся на вооружении сухопутных войск Германии БМП "Мардер". По заявлениям командования бундесвера, в сравнении с ней новая боевая машина

обладает выдающимися характеристиками.
В конструкции "Пумы" заложены уникальные технические решения, позволившие реализовать требования максимальной защищенности, повышенной огневой мощи и высокой тактической мобильности. При этом, удалось сохранить ограничения, наложенные техническим заданием в отношении верхнего предела веса машины.

Конструктивные особенности "Пумы" обеспечивают её совместимость с новыми разработками, реализуемыми в интересах сухопутных войск. В частности, речь идет о проекте перспективной боевой экипировки "Пехотинец будущего", интеграции боевой машины в управляющую информационную систему сухопутных войск (Führungsinformationssysteme, FüInfoSys) и внедрении нового поколения тактических средств радиосвязи.
Болезни роста
Название проекта "Пума" является аббревиатурой, которая с немецкого переводится как "бронемашина за минимальные расходы" (Panzer Unter Minimalem Aufwand, PUMA). Вместе с тем,ход работ оценивается, как наиболее затянувшийся по времени. Ситуацию иллюстрирует доклад министерства обороны о реализации 15-ти перспективных проектов вооружений. Документ ежегодно, в марте месяце, предоставляется комиссии по вопросам обороны бундестага Германии.

Правительство Германии определило сроком окончания поставок БМП "Пума" в войска 2020 г. Согласно данным на 1 марта 2018 г. (доклад за 2019 г. засекречен) с момента начала разработок в 1996 г. и по расчетам на 2020 г. общая продолжительность проекта превысит первоначальные плановые показатели по времени на 57 месяцев. По стоимости – на 55 процентов, или на 1 226 млн. евро. Одновременно, дополнительные затраты на доработки БМП и средства обучения составят 585 млн. евро.
Основными подрядчиками по производству БМП "Пума" стали концерны "Краусс-Маффей Вегманн" (Krauss-Maffei Wegmann, KMW) и "Райнметалл Ландсистеме" (Rheinmetall-Landsysteme, RLS). Концепция машины основана на проекте "новой бронированной боевой платформы" (Neue Gepanzerte Plattform, NGP). Проект предполагал создание универсальной гусеничной базы для различных систем вооружения.

Несколько первых демонстрационных образцов изготовили в 2005 г., а в 2006 г. передали в войска. Дальнейшие тесты и испытания выявили многочисленные недостатки конструкции, программного обеспечения и других элементов платформы. Их устранение привело к затягиванию сроков и значительному росту расходов.
Реализация
Первые семь серийных БМП поступили в распоряжение учебного центра СВ в Мюнстере в апреле 2015 г. Специально для БМП "Пума" на базе центра развернули структуру по внедрению новой боевой техники в войска (Einführungsorganisation, EFO). В рамках этого подразделения с апреля 2015 г. началась подготовка инструкторов.

Согласно подписанным договорам, промышленность поставит в сухопутные войска бундесвера 350 боевых машин "Пума". По планам к марту 2018 г. их количество в частях должно насчитывать 237 машин. В реальности – только 199. Вместе с тем, в докладе 2018 отмечаются усилия производителя по ликвидации отставания. Так, в 2017 г., вместо плановых 62 производитель передал бундесверу 71 машину.
Достижение полной боевой готовности всего парка БМП "Пума" намечено на 2025 г.

Особенности конструкции
БМП "Пума" – это бронированная боевая машина пехоты с необитаемой дистанционно управляемой башней. В своей базовой комплектации машина пригодна для перевозки новым военно-транспортным самолетом ВВС Германии Airbus A400M. Общая компоновка БМП разработана с акцентом на боевое применение экипажа в сочетании с тактической пехотной группой.
Экипаж в составе трех человек (командир отделения, наводчик-оператор систем вооружения, механик-водитель) постоянно находятся в машине. Тактическая группа включает командира и пять пехотинцев: пулеметчика, гранатометчика, снайпера и двух стрелков. В исключительных случаях за счет командира отделения численность тактической группы увеличивается до семи человек. Тогда экипаж БМП возглавляет наводчик-оператор.

Тактическая группа действует как из десантного отделения машины, так и в пешем строю. Благодаря сплошному внутреннему боевому пространству, возможно прямое общение всего личного состава, находящегося на борту.
Размещение экипажа и десанта
В машине механик-водитель находится спереди слева. За ним располагается наводчик-оператор. Он управляет оружейной установкой и сидит перед поворотным механизмом башни. Место командира отделения со сдвижным люком – справа от наводчика. Благодаря асимметричному расположению башни на левой стороне машины, командир отделения может общаться с тактической группой в десантом отсеке машины.
Личный состав десанта сидит спиной к внешним бортам машины: четыре пехотинца справа и два слева. Центральная полка под башней служит местом для хранения снаряжения. Всё внутреннее оснащение выполнено в противоминном стиле и не имеет контакта с дном корпуса БМП.

Размер десантного отсека увеличен, что позволило разместить люк на крыше для двух человек и улучшить защищенность машины с тыла. В задней двери оборудовано окно из пуленепробиваемого стекла, которое с внутренней стороны закрыто заслонкой из листовой стали.
Система защиты БМП "Пума"
Броня "Пумы" является модульной и имеет два уровня защиты. Вариант защиты "А" является наименьшим, но позволяет выполнять транспортировку машины военно-транспортным самолетом Airbus A400M. В этом случае масса БМП с навесным оборудованием не превышает 32 т., причем вес, перевозимого дополнительного оборудования, ограничивается 1 т.

На уровне "А" БМП "Пума" с фронта защищена от переносного противотанкового оружия (например, РПГ-7), снарядов среднего калибра (до 30 мм), артиллерийских осколков, а также от тяжелых мин весом до 10 кг.
Уровень защиты "C" (боевой) достигается применением дополнительного модульного бронирования. Оно включает в себя защиту башни, фронтальную защиту, бронирование бортов и крыши. В результате, по данным производителя, БМП способна противостоять противотанковым средствам, снарядам среднего калибра и авиационным кассетным боеприпасам (Bombletts).

Кроме того, серийные БМП с уровнем защиты "C" оборудуются реактивной броней (ERA) от компании Dynamit Nobel Defense Group. Дополнительные боковые юбки покрывают привод до середины катков. Бундесвер закупил в общей сложности 200 комплектов. Вес одного комплекта составляет 1 т и содержит 500 кг взрывчатки. Время на установку реактивной брони достигает 3 – 4 часов.
БМП "Пума" оснащена системой защиты от ОМП производства компании Dräger. Выхлопные газы смешиваются со свежим воздухом и выбрасываются слева от шасси, чтобы уменьшить инфракрасную сигнатуру. Дальнейшее снижение инфракрасного излучения достигается с помощью соответствующего камуфляжного покрытия.
На БМП дополнительно смонтирована активная система постановки помех и подавления типа MUSS, от компании EADS, предназначенная для противодействия управляемым противотанковым ракетам. Рассматривается возможность оснащения машины также и активной системой защиты.

После навешивания всего комплекса средств защиты общий вес машины увеличивается более чем на 9 т. Возможность конфигурирования защитных элементов позволяет достигать требуемого уровня безопасности в зависимости от вероятной степени угрозы. Все защитные компоненты способны функционировать автономно. Выход из строя одних элементов не влияет на эффективность работы других.

Вооружение и управление огнем
Основным вооружением БМП "Пума" является установленная в башне полностью стабилизированная автоматическая 30 мм пушка МК 30-2ABM производства Rheinmetall. Орудие способно с высокой вероятностью поражения вести круговой обстрел целей (на 360 градусов). Возвышение угла места цели находится в диапазоне от -10 до +45 градусов. Максимальная дальность стрельбы до 3000 м. Огонь ведется с места и в движении.
В боекомплекте орудия два типа выстрелов: основной боеприпас с повышенной пробивной способностью APFSDS, а также боеприпас воздушного подрыва (Air Burts Munition). Последний срабатывает перед целью, согласно установленному на взрывателе времени. Противник поражается облаком из 162 цилиндрических вольфрамовых поражающих элементов весом 1,24 гр. Программирование на подрыв происходит во время выстрела.

Наводчик-оператор имеет возможность выбора вида боеприпаса. Снаряды подаются автоматически из орудийного магазина емкостью 200 выстрелов. Общий боекомплект пушки – 400 выстрелов.
В дополнение к основному орудию установлен спаренный с ним, также полностью стабилизированный 5,56 мм пулемет MG4 с боекомплектом на 1000 патронов. Для противотанковой и вертолетной обороны БМП "Пума" планируется оснастить ПТУР Spike LR немецко-голландско-израильского вооруженного консорциума EuroSpike GmbH. В настоящее время, в качестве стартовой служит полностью интегрированная многофункциональная пусковая установка ПТУР "Мэлс" (Mehrrollenfähiges Leichtes Lenkflugkörper-System, MELLS). Она монтируется на башне и вмещает две ракеты.

Вспомогательное вооружение
Кроме того, БМП "Пума" оснащена несколькими видами вспомогательных вооружений.

Для защиты на близком расстоянии (50 метров) машина оснащена 76 мм гранатометной установкой (Sprengkörperwurfanlage, SKWA). Установка размещена в задней части машины, слева и имеет угол поворота на 90 ° вокруг кормы БМП. Управление осуществляет командир тактической группы.

Метательная установка для 40 мм дымовых гранат основана на стоящих на вооружении системах. Две группы, в каждой по четыре метательных чашки, расположены с тыльной стороны башни. Дымовые гранаты могут запускаться по отдельности или все вместе.
Два стрелка из состава десанта могут вести огонь из БМП из своего личного оружия.
Приборы наблюдения и наведения
БМП "Пума" имеет независимую от башни стабилизированную основную оптику (PERI, RTWL-B) для командира отделения и командира тактической группы. Особо защищенная стабилизированная оптика для наведения оружия предоставлена в распоряжение наводчика. Обе системы, выпускаемые компанией Hensoldt Optronics, имеют канал дневного видения, тепловизор ATTICA и лазерный дальномер LDM 38.

Перископ имеет четыре поля зрения. В населенных пунктах и на близком расстоянии командир отделения использует поле с сектором 60°×45°. Для наблюдения, идентификации целей и прицеливания доступны еще три поля зрения с увеличением до 16x. В дополнение к цифровому отображению наблюдение можно вести через оптический канал с лазерной защитой для глаз. Лазер Nd: YAG применяется для определения расстояний. Он проводит измерения с точностью до 5 м на дистанции от 200 м до 40 км.

Изображения основной оптики с помощью CCD-камеры демонстрируются на двух мониторах для командиров отделения и тактической группы. На экран выводятся информация о дневном или ночном канале, о положении башни, расстояние, марки прицеливания, навигационные и системные данные. Благодаря цифровой обработке сигнала, весь комплекс наблюдения и целеуказания совместим с сетью, а информация может передаваться в существующие системы боевого управления бундесвера.
Оптика оружия в сочетании с установкой управления огнем "Пумы" позволяет стрелку поражать цели во время движения. Наводчик-оператор оружия также имеет дневную CCD-камеру с зум-объективом и тремя полями зрения. Место механика-водителя дополнительно оснащено прибором ночного видения и имеет экран камеры заднего вида.

Система управления огнем
Комплекс основного вооружения позволяет командиру БМП или наводчику реагировать на действия противника соответствующим оружием соразмерно угрозе. Система управления огнем, построенная по принципу "охотник – стрелок", что обеспечивает поражение нескольких целей в течение очень короткого времени.

Высокая скорость реакции экипажа достигается оборудованием боевых мест командира и наводчика независимыми средствами разведки и наведения оружия. Это позволяет командиру ("охотнику") обнаруживать новые цели, пока наводчик ("стрелок") ведет огонь по ранее разведанному противнику. На обнаруженные цели ставится метка, а наведение на них оружия производится автоматически. Огонь открывается "стрелком" нажатием кнопки.
По оценкам командования СВ бундесвера, весь комплекс вооружений БМП "Пума" гарантирует ей очень высокий уровень боевых возможностей как в конфликтах высокой интенсивности, так и при действиях в других оперативных условиях.

Двигатель и привод
В ходовой части "Пумы" удалось реализовать ряд новых инновационных решений, обеспечивших БМП высокую тактическую мобильность, сопоставимую с основным боевым танком бундесвера "Леопард 2".
Оптимизированный по весу и объему 10-цилиндровый дизель высокой мощности (High Power Diesel, HPD) от компании MTU в комплексе с гидродинамической коробкой передач, переходным передаточным механизмом и рулевой передачей образуют абсолютно новый тип привода мощностью свыше 800 кВт (1090 л.с.). При этом, в полном оснащении при массе машины в 43 т привод гарантирует удельную мощность более 18 кВт/т (25 л.с./т).

Двигатель оснащен пусковым генератором с маховиком и центральной силовой электроникой с номинальной мощностью около 170 кВт. Энергия используется для питания двух вентиляторов, а также привода компрессора хладагента в системе кондиционирования воздуха. От силовой электроники запитывается бортовая электрическая сеть с напряжением 24 В. Подключение происходит через двунаправленный преобразователь с силой тока до 800 А. Через него же от автомобильного аккумулятора производится запуск дизельного двигателя БМП.

Впервые в конструкции боевой машины реализована ходовая часть с индивидуальными гидропневматическими амортизаторами. Контакт шасси с корпусом машины осуществляется только через резиновые элементы. Это снижает уровень структурного шума со 120 до примерно 96 дБ.

В совокупности со встроенным топливным баком эта конструкция не только дает преимущества по весу над обычной торсионной подвеской, но и улучшает противоминную защиту, позволяет оптимально адаптироваться к различным дополнительным элементам навески и значительно улучшает эргономику для экипажа.

Гусеница БМП "Пума" от компании Diehl состоит из стальной трубы с резиновым отсеком и резиновой обивкой. В результате, согласно требованиям авиатранспортабельности, гусеница DLT 464D на 40% легче гусеницы ОБТ "Леопард-1", но обладает той же прочностью. Изначально планировалось всего пять пар катков с каждой стороны. По результатам тестов по вождению машина получила дополнительную шестую пару опорных катков.

Коммуникации
Машина оборудована бортовой внутренним переговорным устройством Thales SOTAS IP и системами радиосвязи SEM 80/90 (VHF) и HRM 7400 (HF). Для обработки информации установлен бортовой компьютер CENTURION от компании ATM ComputerSysteme. Радиостанции подключены через дополнительный компьютер KommServer. Управление бортовой информационной системой БМП "Пума" происходит с помощью 15-дюймового ЖК-дисплея (MDU), который висит в центре под перископом и доступен для наводчика и командира отделения.

Как сообщается, благодаря использованию технологии передачи данных Ethernet, базирующейся на международных промышленных стандартах типа CAN-Bus, интерфейсы БМП могут подключаться к перспективным средствам управления и коммуникации. Речь идет о профильных для CВ бундесвера проектах, призванных реализовать управление войсками в едином информационном пространстве: управляющей информационной системе (IFIS), перспективной экипировке военнослужащих "Пехотинец будущего", едином входном сервере бундесвера (QUAKS KommServer), системах спутниковой связи "Сатком" бундесвера (SatCom Bw) и программно-определяемой тактической радиосвязи (Defined Radio).
В заключение
По оценкам специалистов, БМП "Пума" является современной системой вооружения, пригодной к длительному ведению боевых действий по всему спектра оперативных сценариев. Высокие боевые возможности БМП гарантируются ее мобильностью, защищенностью машины и экипажа, а также установленными системами вооружения, разведки целей и боевого управления.

Начатая в апреле 2015 г. поставка в сухопутные войска Германии 350 машин БМП "Пума", призвана существенно повысить боевые возможности мотопехоты бундесвера. Вместе с тем, недофинансирование в сочетании с изъянами самой конструкции превратили проект "Пума" в один из наиболее затратных и растянутых по времени.

Дефицит электронных чипов, с которым столкнулась мировая промышленность из-за пандемии, стал мощным импульсом для расширения их производства. Сразу два мировых лидера в этой сфере, Intel и TSMC, заявили о строительстве новых заводов в Аризоне. Что любопытно, выбор в качестве места стройки самой засушливой и пустынной местности в США вовсе не случаен.

Производство чипов требует огромных объемов воды, которой в пустыне по умолчанию нет. Но эта вода почти не расходуется, достаточно наполнить бассейн, и можно запускать производственный процесс. Разовая доставка большого объема жидкости — посильная задача, но в Intel пошли дальше и профинансировали 15 мелиорационных проектов в Гранд-Каньоне. Это даст региону 3,5 млн дополнительных кубометров воды в год, из которых завод возьмет лишь малую часть — остальное передадут на нужды штата. Пустыня Аризона — необычайно стабильное место, без сейсмической активности и наводнений, без пожаров и тропических ураганов, даже знаменитые торнадо обходят ее стороной. Земля здесь стоит недорого и можно разместить здания на большой площади, чтобы соблюсти требования коронавирусной изоляции. Уже сегодня 5 % потребности в энергии штата покрывается за счет солнечной генерации, и ее можно наращивать едва ли не бесконечно — бесплатного солнечного света в пустыне предостаточно. Но, пожалуй, самый главный фактор — это кадры. Компания Intel пришла сюда 40 лет назад и сейчас на нее в Аризоне трудится 12 000 человек. Местные вузы выпускают толковых специалистов в области микроэлектроники и полупроводников, которые изначально лояльны к компании. А если она создаст новые рабочие места, принесет в пустыню воду и обеспечит всех дешевой энергией, новый завод ожидают самые лучшие перспективы.

Крупнейший газоперерабатывающий завод открыт на Дальнем Востоке. Новое предприятие может завоевать мировой рынок гелия, потеснив с него США. Этим солнечным газом обычно надувают воздушные шарики. Однако причина появления столь дорогого и крупного газового кластера на Амуре совсем в другом.

Газпром в среду запустил Амурский газоперерабатывающий завод (АГПЗ), который станет вторым в мире по величине. Президент Владимир Путин в формате видеоконференции наблюдал за присоединением завода к магистральному газопроводу "Сила Сибири", из сырьевого газа которого на предприятии будут выделяться ценные компоненты – метан, этан, пропан, бутан и гелий.
"Для нашей экономики этот проект имеет особое значение. После выхода на полую мощность в 2025 году завод ежегодно будет перерабатывать 42 млрд кубических метров природного газа, производить порядка 60 млн кубических метров гелия. Такой объем позволит России обеспечить внутренний спрос на этот газ, а также занять одну из ведущих позиций по его поставкам на мировом рынке", – передает слова Путина ТАСС.

Зачем России столь недешевый проект? Ради финансирования этого завода Газпром заключил рекордную для себя кредитную сделку на 11,6 млрд евро. Средства предоставляют 22 европейских, азиатских и российских банка.

В самом Газпроме акцент делается на производстве гелия. При выполнении ежегодного плана по производству 60 млн кубометров гелия завод станет мировым лидером по производству этого газа. Мир потребляет примерно 170 млн кубометров гелия в год, спрос в России не превышает 5 млн кубометров. Поэтому изначально идет расчет на экспорт гелия.

"Амурский газоперерабатывающий завод сможет обеспечить растущее внутреннее потребление гелия, а также порядка 30% глобального рынка. В перспективе это предприятие может вывести Россию в мировые лидеры производства гелия", – говорил о перспективах "солнечного газа" генеральный директор ООО "Газпром переработка Благовещенск" Юрий Лебедев в материале журнала "Газпром". Гелий называют солнечным газом, так как впервые был обнаружен при изучении солнечного спектра во второй половине XIX века, и значительно позже его заметили на земле при изучении вулканических выбросов. Теперь сложно представить себе жизнь без некоторых приборов, для производства которых нужен этот инертный газ.

Например, гелий нужен для наполнения ставших популярными на праздниках и в рекламе воздушных шаров. Газ, как все знают, меняет голос человека, подышавшего им. На долю шариков, кстати, приходится 10% от всего используемого в мире гелия ежегодно.

Гелий также входит в состав "искусственного воздуха" для водолазов, для медицинских дыхательных смесей. С помощью гелия выявляют утечки. Этот инертный газ используется даже в космических летательных аппаратах для создания избыточного давления в топливных баках.

Без гелия невозможно производство оптоволоконного кабеля и жидкокристаллических экранов. Без жидкого гелия мы не могли бы делать снимки МРТ.
Жидкий гелий также нужен для изучения криогенных процессов, для работы адронного коллайдера и других устройств. Например, изучается, как жидкий гелий можно использовать в энергетике, чтобы уменьшать потери электроэнергии и увеличивать мощность.

Сейчас крупнейшими поставщиками гелия на мировой рынок являются США, Катар и Алжир. Доля американцев в последние годы снижается, но все еще составляет половину в мировом производственном балансе. Катар занимает почти треть рынка, Алжир – чуть меньше 10%. Россия пока занимает лишь 3% мирового рынка гелия, однако Амурский газоперерабатывающий завод сможет производить 60 млн кубометров гелия. Столько произвели США в 2019 году. В Газпроме считают, что выход на такие объемы позволит увеличить нашу долю до 30% и стать вторыми в мире после США или даже обойти их.

Кстати, гелий начали добывать еще при СССР, в 60-х годах, на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении для собственных нужд. Почему же Россия, обладая третью мировых запасов этого уникального газа, не строила подобные заводы для завоевания мирового рынка гелия раньше? На самом деле спрос на гелий в мире не такой большой, чтобы вкладывать такие огромные средства в переработку газа.

"Рынок гелия, мягко говоря, не очень значительный по меркам Газпрома – несколько миллиардов долларов. Более того, спрос в ближайшие годы, согласно прогнозам, будет расти на 2–4% в год, а рост предложения со стороны России и Катара может привести к избытку гелия на рынке", – говорит аналитик ГК "Финам" Сергей Кауфман.

Эксперты считают, что наладить экспорт гелия изначально не было основной задачей проекта. "На самом деле исходили из того, что газ, который находится на месторождениях, ставших ресурсной базой для "Силы Сибири", является многокомпонентным. То есть это не просто метан, а там есть примеси пропана, бутана, этана и гелия. Когда Россия подписала контракт на поставку газа по этому газопроводу в Китай, она встала перед выбором. Либо Газпром гонит в Китай все, что добывает. Тогда Китай платит за метан, а в реальности получает еще несколько компонентов в придачу и уже сам может выделять эти компоненты. Второй вариант, который и был выбран: Россия сама выделяет эти компоненты и продает их отдельно от метана. То есть мы не просто так отдаем Китаю гелий, пропан, бутан, этан, а будем получать за них дополнительные деньги", – объясняет Игорь Юшков. Речь идет о Чаяндинском и Ковыктинском месторождениях, где довольно высокие показатели содержания гелия.
Таким образом, создание одного из крупнейших в мире газохимических комплексов в Амурской области стало возможным только благодаря появлению контракта с Китаем на поставку метанового газа по "Силе Сибири". Неслучайно запуск трех очередей газоперерабатывающего завода в Амурской области синхронизирован с планом увеличения добычи и экспорта по "Силе Сибири". Чем больше газа будет идти в Китай по трубе, тем больше необходимо будет перерабатывать. Если бы Россия не построила этот газоперерабатывающий завод, его построил бы Китай. Такой ошибки допускать было нельзя.

В прошлом году Газпрому приходилось гнать в Китай все, что он добывал, так как перерабатывающего завода еще не было. Но теперь Пекин будет получать по трубе только метан.

Юшков считает, что главная задача этого газоперерабатывающего завода не в выделении гелия, а в выделении именно этана, пропана и бутана. Именно поэтому рядом с Амурским газоперерабатывающим заводом Газпрома должен появиться Амурский газохимический завод "Сибура". Первый будет продавать выделенные этан, пропан и бутан, а второй будет производить из этого сырья уже практически конечный продукт – полимерную продукцию (из этилена и пропилена) для экспорта за рубеж, в основном на азиатские рынки. Именно здесь кроется золотая жила и для самих компаний, и для российского бюджета, считает эксперт.

Ожидается, что этот крупнейший в России газоперерабатывающий и газохимический кластер увеличит объем несырьевого экспорта России на 4,6 трлн рублей до 2040 года. И это минимальный прогноз.

Бюджет только Амурской области в ближайшие десять лет должен вырасти более чем в два раза благодаря совместной работе двух этих крупных предприятий.

Не обошлось, правда, без проблем. Газпром свой завод запускает раньше, чем "Сибур". Амурский газохимический комплекс введут в строй только к 2024 году. Хотя изначально предприятия должны были вводиться синхронно. "Сибур" занимался другим мегапроектом, поэтому Амурский завод только-только начинает строиться. Получается, что Газпрому придется гнать выделяемые элементы в сыром виде по железной дороге либо в Китай, либо морем другим покупателям", – полагает Юшков.
В отличие от полимерной продукции, спроса на такие объемы гелия, которые смогут производить на Амуре, в мире все-таки нет, отмечает эксперт. Об этом говорит и тот факт, что часть извлекаемого гелия Газпром будет отправлять в подземное хранилище. Это полость в недрах земли, из которой и был добыт природный газ. Благодаря использованию мембранной технологии при добыче гелий смогут захоронить обратно. В итоге на Амурском ГПЗ смогут уменьшать или увеличивать выпуск гелия в соответствии с запросами потребителей. Тем самым Россия не обвалит мировой рынок гелия и не обрушит на него цены. По мере того, как производства в мире будут становиться все более сложными и наукоемкими, будет расти и спрос на гелий. И Россия к этому спросу будет подготовлена.

Малый ракетный корабль «Одинцово» Балтийского флота нанес удары крылатыми ракетами «Калибр». А малые десантные корабли на воздушной подушке «Евгений Кочешков» и «Мордовия» накрыли условного противника артиллерией.

В ходе планового выхода в море экипаж МРК «Одинцово» получил приказ нанести удары по кораблям и береговым объектам. Сначала моряки выполнили электронные ракетные пуски по мишеням, имитирующим корабельный отряд. А затем – по целям на суше.
Стрельба велась с использованием ракетного комплекса «Калибр-НК», сообщил «Военно-промышленному курьеру» начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы Западного военного округа по Балтийскому флоту капитан 1 ранга Роман Мартов. В результате пусков все назначенные цели были успешно поражены.

В ходе маневров МРК «Одинцово» также выполнил отражение налета с помощью ствольной артиллерии и отработал упражнения по постановке радиоэлектронных помех.

Тем временем в соседнем морском полигоне МДКВП «Евгений Кочешков» и «Мордовия» тоже должны были поразить надводные и воздушные цели. Стрельбы выполнялись из 30-мм автоматических установок комплекса АК-630. И все объекты были уничтожены.

Кроме того, экипажи провели учения по борьбе за живучесть, радиационной, химической и биологической защите кораблей в море.

Комментариев нет:

Отправить комментарий