среда, 26 мая 2021 г.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ СУ-34М И НОВЫЕ ПУЛЕМЁТЫ. UPGRADED SU-34M AND NEW MACHINE GUNS.

 Модернизированный Су-34М будет способен решать задачи штурмовика.

"В модернизацию Су-34 заложено "подвешивание" нового оружия, это позволит самолету частично решать функции штурмовика. Советский штурмовик Су-25 устаревает, нового самолета нет, поэтому принято решение реализовать данные возможности на Су-34М", - сказал он.
В августе 2020 года гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил, что первые модернизированные истребители-бомбардировщики Су-34М будут переданы в ВКС РФ в 2021 году.
Всего Минобороны РФ к 2027 году планирует получить не менее 76 модернизированных самолетов Су-34М.
Работы по модернизации самолета до облика Су-34М были начаты в 2019 году. Предполагается оснащение самолета новым вооружением и усовершенствованной авионикой.
Су-25 - бронированный дозвуковой всепогодный турбореактивный штурмовик. Предназначен для поддержки сухопутных войск над полем боя, уничтожения наземных объектов и малоскоростных воздушных целей. Эксплуатируется с 1981 года. Минобороны России в настоящее время использует самолет в модернизированных вариантах Су-25СМ и Су-25СМ3.

samolet-su-34-vo-vremya-vystupleniya-na-mezhdunarodnom-aviacionno-kosmicheskom-salone-5olnbmb9-1602306781.t (640x360, 27Kb)

 
 
British model and star Demi Rose, а так же лето, солнце, пляж и сексуальные красавицы.
 
И ещё много красивых девушек в моём блоге от Гугл.:
 
 
 
 
Colombian American model Erika Wheaton на фото в Instagram и прикольные сексуальные красавицы.
 
 
Jennifer Lopez и Shakira на шоу Pepsi Super Bowl LIV в Майами, а так же другие сексуальные красавицы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Американский спецназ будет стрелять дальше, точнее и смертоноснее. В  рамках программы SOF Warrior Силы специальных операций получат новые пулемёты, а также облегчённые патроны.
Основой SOF Warrior станет разработка для американского спецназа нового пулемёта LMG-M в калибре .338 Norma Magnum. Этот калибр уже используется для снайперских винтовок Сил специальных операций и армии США.
По словам полковника Джоэла Бэббита, руководителя программы SOF Warrior, пулемёты LMG-M дадут стрелкам возможности пулемёта M2 в размере M240. Масса LMG-M составит порядка 9 кг, с его помощью можно будет «разорвать не только вражескую пехоту, но и бронетранспортёр, на котором они ехали». Закупки пулемётов LMG-M планируется начать уже в 2023 году. На вооружении они смогут заменить не только M240, но и в ряде случаев крупнокалиберный M2.
Не менее важным этапом SOF Warrior станет переход на полимерные боеприпасы. Вооружённые силы США планируют поэтапный переход на боеприпасы с пластиковой гильзой, что в среднем облегчит боеприпас на 30%. Особенно острой эта проблема является для тех же пулемётов M2 на лёгкой технике (например, на вертолётах Little Bird).

pulemet-razrabotannyi-kompaniei-sig-sauer-v-ramkah-programmy-lmg-m-1zcjv3of-1621942561.t (640x480, 77Kb)

Беспроводная мини цепная электрическая пила кусторез. С огромной скидкой. Так же много других товаров для дома, бизнеса и работы.

Недорогой шуруповёрт с большой скидкой.

Набор кистей для макияжа с большой скидкой и бесплатной доставкой всего за 170 рублей.

Автомобильный видеорегистратор недорого с большой скидкой и бесплатной доставкой.

Спортивный модный цельный купальник всего за 1000 рублей.

Паяльная станция 2 в 1 с ЖК-дисплеем, 750 Вт с огромной скидкой.

Наладочная паяльная станция с хорошей скидкой для вашей работы и бизнеса.

Профессиональная паяльная станция с оптическим выравниванием для вашей работы и бизнеса.

Зачем РВСН меняют ракеты как перчатки

Через два года в России начнется ОКР с условным названием «Кедр» по разработке абсолютно новой межконтинентальной баллистической ракеты, сообщило в середине апреля ТАСС. Предполагается, что она будет иметь двойное базирование – шахтное и подвижное грунтовое. Принятие на вооружение «Кедра» должно состояться уже в этом десятилетии. Он, будучи ракетой нового поколения, должен прийти на смену МБР «Ярс». Возникает вполне естественный вопрос: зачем РВСН еще одна МБР, если для подсчета уже имеющихся не хватает пальцев на одной руке?

Железо тоже стареет
Нынешняя картина такова. Шахтные комплексы: «Воевода», РН-100Н УТТХ, «Тополь-М», «Ярс». Ожидается поступление в РВСН в 2022–2023 годах ракеты «Сармат». Подвижные грунтовые ракетные комплексы: «Тополь-М» и «Ярс».

Но эта картина изменится через три – пять лет. Будет снята с боевого дежурства «долгожительница» РН-100Н УТТХ. Сейчас эти ракеты оснащают гиперзвуковыми маневрирующими блоками «Авангард», развивающими скорость 27 Махов. Именно поэтому в апреле продлили на три года ресурс «Стилета», как называют эту ракету в НАТО. Дальше продлевать срок службы уже некуда.
Также будут выведены из состава РВСН ракеты «Тополь-М» как шахтного базирования, так и подвижного грунтового. Они постепенно вытесняются «Ярсами».

Если же с испытаниями МБР «Сармат» все будет нормально, на что мы очень надеемся, то они начнут замещать МБР «Воевода». Но этот процесс более длителен. На боевое дежурство заступят все запланированные «Сарматы» уже ближе к концу этого десятилетия.

И тогда РВСН будут располагать двумя МБР:

“ Для перехвата одного «Ярса» необходимо истратить 21 противоракету. Но современные американские средства ПРО, впрочем, и перспективные, такой производительностью и скорострельностью не обладают ”
РС-28 «Сармат», оснащенный гиперзвуковыми планирующими боевыми блоками «Авангард». Эта ракета разрабатывается в Государственном ракетном центре им. академика В. П. Макеева (город Миасс). Она станет самой мощной из всех баллистических ракет как наземного, так и морского базирования, имеющей самую большую забрасываемую массу (до 10 тонн) и рекордную дальность (до 18 тыс. км.). «Сармат» способен достигать территории США по любой траектории – через Северный или Южный пояс, обходя зоны противоракетной обороны. Ну а боевой блок «Авангард» даже теоретически неспособны перехватить как существующие, так и перспективные комплексы ПРО стран НАТО;
РС-24 «Ярс» шахтного (15П165М) и подвижного грунтового базирования (15П155М), созданный в Московском институте теплотехники (МИТ). К концу третьего десятилетия этой ракете исполнится всего лишь 20 лет. Для МБР это не возраст. Более того, произведена модернизация комплекса до модификации «Ярс-С». И через год-два все комплексы будут обновлены.
В связи с этим возникает ощущение, что это сообщение, транслированное ТАСС от неведомого источника в оборонной промышленности, представляет собой подмену действительного желаемым. И МИТ тут можно понять. Для поддержания института в это непростое время требуется какое-то новое финансирование. Потому что тема «Булава» давно завершена. Баллистические ракеты для подводных лодок уже стоят на вооружении стратегических ракетоносцев проекта «Борей». И теперь их изготавливают на Воткинском заводе. Правда, существует информация о том, что проводится модернизация этой ракеты с целью увеличения дальности полета. Разработка боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин» прекращена в 2017 году в связи с сокращением военного бюджета.

По программе конверсии МИТ создает поезд на магнитной подушке. Но это не слишком большие деньги. Нужна крупная тема, чтобы сохранить коллектив института, обладающий громадным опытом в создании стратегического ракетного вооружения. А ведь именно МИТ, учитывая его специализацию по созданию легких мобильных МБР, и должен заниматься «Кедром».

Головная боль американской ПРО
При этом следует учитывать еще два обстоятельства. Во-первых, уж слишком мало ТАСС отводит времени на то, чтобы получить новую (более того, нового поколения) ракету. Новая твердотопливная ракета «Тополь» создавалась с 1975 по 1988 год, то есть 13 лет. «Тополь-М» был разработан быстрее, поскольку это модификация «Тополя», – за 11 лет. С «Ярсом» дело шло еще быстрее. Но исключительно потому, что саму ракету не трогали, заменили лишь моноблочную боеголовку на систему индивидуального наведения ББ.

А вот ракету «Булава» для подводных лодок, начав разработку с нуля, с большим напряжением доводили до ума почти 20 лет. Так что довольно странно было бы, начав ОКР в 2023 году, завершить ее через семь лет. Впрочем, это сейчас сплошь и рядом – после конечного срока получения конкретного продукта переносить этот срок дважды, а то и трижды.
Во-вторых, создавать новую ракету, когда предыдущая еще не успела «состариться», – это не слишком верная стратегия. Потому что в технологическом отношении она не будет особо отличаться от своей предшественницы. И новые комплексы ПРО, которые появятся в странах НАТО в ответ на «Ярс» (а они до сих пор еще не появились), будут перекрывать доступ к североамериканскому материку и «Ярсу», и «Кедру».

Но пока до этого далеко. «Ярс» – ракета в высшей степени эффективная. К ней могли бы подступиться средства перехвата, которые будут построены по перспективным технологиям, чего пока нет.

У «Ярса» короткий активный участок траектории, то есть время работы маршевых двигателей, когда ракета наиболее уязвима. А также настильная (низкая) траектория. А это существенно затрудняет ее раннее обнаружение радарами системы предупреждения о ракетных атаках.

Также вместо одиночного боевого блока использована разделяющаяся головная часть с боеголовками индивидуального наведения. Их может быть до десяти. И каждую из них комплексам ПРО необходимо перехватить, что практически невозможно.

Помимо этого, головная часть ракеты оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Комплекс выбрасывает ложные цели, в облаке которых летит ракета. И они для радаров по площади эффективного рассеяния неотличимы от самой ракеты. Предположительно их два десятка. Соответственно для перехвата одного «Ярса» необходимо истратить 21 противоракету. Но современные американские средства ПРО, впрочем, и перспективные, такой производительностью и скорострельностью не обладают.

Есть еще два механизма, делающие перехват «Ярса» крайне проблематичным, если не сказать невозможным. После отделения от ракеты боевые блоки предпринимают хаотичное маневрирование и по курсу, и по тангажу. Также используется комплекс радиоэлектронной борьбы, создающий радиопомехи и для РЛС противника, и для головок самонаведения противоракет. В ходу и уголковые отражатели, и тепловые маневрирующие ловушки. И в этом облаке поймать действительную цель для нынешних систем ПРО крайне маловероятно.

Короче, с «Ярсом» неспособны справиться ни наземные мобильные комплексы THAAD, ни морская интегрированная на группах кораблей система ПРО «Иджис», вооруженная ракетами семейства «Стандарт». Ни даже базирующиеся на Аляске мощные шахтные ракеты Ground-Based Interceptor, предназначенные для перехвата в космосе.
Максимум, на что способны все эти американские комплексы, – это перехват ракет средней дальности, летящих по строгой баллистической траектории, не маневрируя и не используя никаких элементов комплекса самообороны. Правда, периодически Пентагон устами своих высокопоставленных чиновников заявляет, что система ПРО уже совсем подступилась и к МБР. Но для этого, разумеется, необходимо увеличить финансирование соответствующих разработок.

Конечно, техника не стоит на месте. И наступит время, когда ракеты «Ярс» станут уязвимы для новых комплексов ПРО. Но в первой половине века этого уж точно не произойдет. Так стоит ли сейчас создавать новую ракету, которая по сути не будет значительно отличаться от «Ярса» с точки зрения ее перехвата? И не устареет ли она к тому моменту, когда в США появятся качественно новые комплексы перехвата МБР? Не лучше ли начать ее разработку, когда технологии еще больше продвинутся вперед?

Легкая – не значит легковесная
Однако у МИТа есть одна разработка высокой степени готовности, которая сейчас могла бы «выстрелить». Это МБР РС-26 «Рубеж», о которой газета «ВПК» писала (№ 17, 2021). После пяти удачных летных испытаний, когда проект был близок к победному завершению, тему закрыли. Произошло это совсем недавно – в 2018 году. И абсолютно неожиданно, если принимать в расчет лишь одну техническую сторону вопроса.

«Рубеж» даже не легкая, а сверхлегкая ракета. Ее масса недотягивает даже до 40 тонн. Если для перемещения «Тополей» и «Ярсов» во время боевого дежурства требуется колесная платформа Минского завода тягачей (16х16), то тут достаточно облегченной машины 12х12.

Все испытательные пуски «Рубежа», кроме первого броскового, были совершены с полигона Капустин Яр. Именно здесь в Советском Союзе, а впоследствии в России осуществлялись испытания новых систем развода боевых блоков МБР, а также комплексов средств преодоления ПРО. При этом все пуски «Рубежа» были короткими, их дальность не превышала шести тысяч километров. Это, конечно, больше средней дальности баллистических ракет, но для межконтинентальности мелковато. Разве что разместить их прямо на самой восточной оконечности страны.
Два пуска, дальность которых не превышала двух тысяч километров, дали повод США обвинить Россию в нарушении Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Он запрещал использование, производство, разработку и испытания ракет наземного базирования, дальность которых находится в диапазоне от 500 до 5500 километров.

Вместе с тем МИТ настаивал на том, что диапазон дальностей «Рубежа» – от шести до девяти тысяч километров.

Проект уже практически готовой ракеты «Рубеж» закрыли без объяснения причины. Существуют две версии такого решения, которые тем не менее не подтверждены официально. Первая – в связи с сокращением военного бюджета. Вторая – чтобы не давать американцам повода для выхода из Договора о РСМД.

Но обе эти версии имеют логические изъяны. С самого начала было понятно, что США по своей прихоти расторгают любые международные договоры. Так было с договором по противоракетной обороне. То же самое произошло в конечном итоге и с Договором о РСМД.

Последний, пятый успешный пуск «Рубежа» состоялся в 2015 году, после чего можно бы принимать ракету на вооружение. Но были запланированы еще два пуска – в 2016 и 2017-м. Но их не было, после 2015 года программа застопорилась. То есть задолго до формирования новой Госпрограммы вооружения и ее последующего сокращения по экономическим соображениям. Так что деньги тут абсолютно ни при чем.

Можно предположить, что МИТ был абсолютно искренен, заявляя о дальности ракеты, которая может достигать девяти тысяч километров. В середине прошлого десятилетия были распространены инсайдерские сведения или слухи о том, что в составе «Рубежа» должны испытываться принципиально новые боевые блоки. И это похоже на правду.

И вполне логично предположить, что эти новые блоки были облегченной версией гиперзвукового планирующего блока. Нечто такое, как «Авангард», но масса которого должна была позволять использование его в составе легкой твердотопливной ракеты. Но, похоже, «Авангард-лайт» не получился. Именно поэтому были свернуты работы по «Рубежу».

Однако это не означает, что тему необходимо похоронить. Новые перспективы у нее появились после того, как США вышли из Договора о РСМД. Может получиться прекрасная ракета с переменной дальностью полета от четырех до шести тысяч километров. И использовать в ней можно традиционные боевые блоки. Это будет симметричный ответ на попытку США разместить в Европе баллистические ракеты средней дальности.

Говоря о «нестандартных» МБР, необходимо упомянуть еще и ракету «Курьер», которая должна была сократить время подлета к североамериканскому материку до 10–15 минут. Это достигалось за счет расположения мобильного комплекса в Арктике.

Ракету в 80-е годы разработал МИТ. Ее масса достигала всего лишь 20 тонн, в связи с чем для перевозки использовался стандартный автомобильный четырехосный фургон. Мощность моноблочной боеголовки достигала 150–300 килотонн. Об уникальности этой разработки можно судить по тому, что вся документация на «Курьер» до сих пор засекречена. В 1991 году после четырех испытаний, два из которых были успешными, тему закрыли в связи с подготовкой Договора о сокращении наступательных вооружений.

НАТО изучает боевой опыт украинских солдат, а именно вопрос о том, как пользоваться склонностью врага к разговорам по мобильникам. В войне на востоке Украины сигнал вашего мобильника может стать пеленгатором для вражеского огня. Но сущая беда для солдат - демотивирующие смс. Ну, как можно и дальше биться-сражаться, когда на телефон приходит такое: «Кто грабит твою семью, пока ты за копейки ждешь свою пулю?»

Страны НАТО тщательно изучают украинский опыт, считая теперь, что мобильные телефоны солдат — это уязвимость, которую может использовать Россия
Украинский солдат Виктор Коваленко, защищающий Дебальцево от российских сил, вышел из укрытия. И хотя ему приказали этого не делать, он включил свой мобильник, чтобы позвонить жене.

"Вскоре снаряды начали взрываться возле меня", - вспоминает военный.

Аналогичные атаки убили других солдат из его батальона. Это было в 2015 году. Тогда враг учился наводить артиллерийский огонь на мобильные телефоны, которые появлялись в сети. С тех времен на передовой сильно сократили использование телефонов, хоть и не прекратили вовсе, - говорит капитан Вооруженных сил Украины Владимир Фитьо.

Мобильники - это дилемма для командования. Их полный запрет навредит морали и вербовке. Но один телефон может разоблачить крупную операцию, "словно факел в темноте", - сказал лейтенант-полковник Рувен Хабель, который в прошлом командовал войсками НАТО в Литве.

Мобильники несут и другие угрозы. Некоторые технические разработки рассылают пропаганду солдатам. Капитан Фитьо пояснил, что такие текстовые сообщения "служат цели подорвать психологическое состояние" военных. "Артиллерийский обстрел понравился?" - говорится в одном таком SMS. Другое сообщение спрашивает: "Кто грабит твою семью, пока ты за копейки ждешь свою пулю?".
Среди военных НАТО такое психологическое давление испытывают те, кто служит вблизи России. Об этом рассказал командир Майкл Видменн из Объединенного центра передовых технологий по киберобороне альянса в Таллинне. Родные военных часто получают сообщения о якобы их неверности или ранении. По словам Видменна, это "выбивает из себя". В прошлом месяце он возглавил крупнейшие в мире военные киберучения Locked Shields 2021. Среди маневров были также техники взлома мобильных телефонов участников.

Другая угроза - это портативные устройства, которые можно устанавливать на беспилотники или подкладывать в автомобили. Такие перехватчики IMSI, как их называют, дурачат телефоны поблизости и заставляют их обмениваться данными. Вражеский агент, припарковавшись у Министерства обороны, может перехватывать данные с телефонов чиновников, - пояснил лейтенант-полковник Линас Идзелис, литовский эксперт по информационным операциям.

Солдатам также рассылают ссылки на видео, через которые происходит также загрузка шпионского программного обеспечения. Хакеры, прикидываясь кокетливыми женщинами, использовали этот трюк, чтобы заразить мобильники солдат Израиля вблизи Сектора Газа. Израильское Министерство обороны наняло российскую "Лабораторию Касперского", которая обнаружила, что 50 телефонов солдат были взломаны.

Шпионский код может быть также "вшит" в приложения. Разработчик может даже не знать об этом. Американская компания CrowdStrike обнаружила ряд "троянских" мобильных приложений, которые собирали данные для военной разведки России. Об этом рассказал главный исследователь компании Адам Майерс. Командир Видменн отметил "ужасные последствия", которые понесла армия Украины из-за непродолжительного использования мобильного приложения для прицеливания артиллерии. Программа тайно передавала координаты украинских военных силам Кремля.

Российское приложение Yandex.Taxi тоже привлек к себе внимание. Бывший заместитель министра обороны Литвы Эдвинас Керза сказал, что российские шпионы используют программу, чтобы получить доступ к микрофону телефона. Правительство США приказало своим солдатам не загружать Yandex.Taxi ни в коем случае. Российская же компания отрицает эти обвинения.

Иногда данные могут быть украдены со смартфонов без невольной помощи жертв. Сомнительные фирмы продают "бескликовый" код, который позволяет это сделать. Хуже то, что хакерские атаки могут и не понадобиться. Офицер по кибервойне на базе Рукла в Литве пояснил, что работники операторов связи могут быть коррумпированы. Или же их могут шантажом заставить передавать данные с нужных телефонов.

Враг может перехватить звонки, а затем "клонировать" тембр голоса с помощью программного обеспечения. Это позволяет ему в телефонном режиме раздавать фальшивые приказы, - пояснил лейтенант-полковник Габель. В НАТО приказы никто не отдает по телефону. Но появление таких звонков может создать смятение. Швеция объявила своим гражданам, что в случае атаки против страны, любые приказы прекратить сопротивление будут фальшивыми.

Лейтенант-полковник Идзелис сказал, что сомнительные приказы, которые отдавали российские боевики, стоили жизни солдатам Украины. Командование НАТО теперь приказывает своим военным относиться к собственным мобильникам как к потенциально взломанным.

Бывший глава отдела НАТО по вопросам новых угроз Сорин Дукару считает, что смартфоны стали уязвимым местом. Эстония, Латвия и Литва, которые не так давно лишились доминирования СССР, особенно этим встревожены. Их правительства прописали жесткие правила, как можно использовать мобильники. Указывая на уроки Украины, Янис Мазеикс из МИД Литвы говорит, что эти правила "написаны кровью".

В ряде цехов НАЗ им. В.П.Чкалова – филиала ПАО "Компании "Сухой" (входит в ПАО "ОАК" ГК Ростех) установили автоматизированные системы складирования (АСС).

Их использование, за счет оптимизации складских площадей, позволит увеличить размер рабочего пространства в 2,5 раза.
"Установка АСС является частью процесса модернизации производства НАЗ им. В.П.Чкалова и улучшения условий труда на предприятии. Нововведение, за счет оптимального использования рабочего пространства цехов, позволило решить проблему нехватки складских площадей, повысить степень сохранности заготовок, а значит, в конечном итоге, улучшить качество нашей продукции. Мы считаем этот опыт успешным и планируем в дальнейшем установить аналогичное оборудование и на территории других объектов завода", – сообщил директор НАЗ им. В.П.Чкалова Сергей Панасенко.

Благодаря использованию АСС в цехе №43 удалось разместить 12500 дополнительных деталей и значительно сократить количество времени, которое тратят сотрудники предприятия на их поиски. Конструкция АСС состоит из трех грузовых лифтов высотой 11,5 м. "Раньше, чтобы взять что-то с полки, работникам приходилось залезать на лестницу-стремянку. Сейчас оператору для этого нужно одно нажатие клавиши. Полка автоматически поступает вниз, нужная деталь подается специалисту для дальнейшей комплектации монтажа", Сергей Панасенко, пояснила заместитель начальника цеха №43 по подготовке производства Ульяна Копылова.

Для работников цеха №72 приобрели АСС листового металла. Установка, состоящая из двух стеллажей, занимает всего 70 кв. м, и позволяет хранить 93 тонны металла. "Оператор управляет процессом с помощью компьютера, опуская ячейку вниз на специальный стол, который затем автоматически выдвигается в зону загрузки и выгрузки. – рассказал заместитель начальника цеха №72 по подготовке производства Антон Грамотин. – Благодаря "умной" установке нам удастся избежать дефектов, возникающих иногда при транспортировке. Эта установка представлена на заводе в единственном экземпляре и аналогов не имеет".

На разработку перспективного вертолета RAH-66 Comanch для ВВС США впустую затрачено восемь миллиардов долларов

В середине девяностых годов ХХ века впервые поднялся в воздух опытный разведывательно-ударный вертолет RAH-66 Comanche – совместная разработка американской корпорации The Boeing Company и фирмы Sikorsky Aircraft Corporation. Результат почти десятилетней программы испытаний оказался несколько неожиданным – Пентагон санкционировал закрытие проекта. На столь радикальное решение повлияли три ключевых фактора: несоответствие установленным техническим требованиям, чрезмерная сложность технических и технологических решений и заоблачная стоимость. Тем не менее история имела продолжение.

Вертолет мечты
Идея о создании принципиально нового вертолета зародилась в умах заокеанских военных и конструкторов в начале восьмидесятых. Сменивший «потепление» семидесятых период холодной войны с определением вероятных противников Североатлантического альянса, которыми назначили Советский Союз и его союзников, словно обрел второе дыхание. Основным средством наземного нападения тех лет считалась бронетехника, количественное и качественное превосходство в которой было на стороне стран Варшавского договора. Запад, возглавляемый вашингтонскими ястребами, не собирался мириться с такой ситуацией, поэтому идея создания эффективного средства борьбы с бронированной техникой и в первую очередь с танками не просто витала в воздухе. Она полностью заняла умы теоретиков Пентагона, считавших таким средством специализированный вертолет с противотанковыми управляемыми ракетами на борту.

В декабре 1982 года идея материализовалась в доклад «Исследования в области применения авиации армии США», ключевыми выводами которого стали доказательства неспособности стоящих на вооружении американских ВВС вертолетов устаревших типов (Bell ОН-58 и Bell АН-1) качественно выполнять боевые задачи в условиях растущего воздействия противовоздушной обороны стран Варшавского договора. Новый вертолет должен был оперативно вести боевые действия вне зависимости от условий местности, климатического пояса, времени года и суток.
“ Задуманный как достойный ответ российским боевым вертолетам «Команч» не обладает характеристиками, дающими решающее преимущество перед Ка-52, Ка-50 и Ми-28Н, и серьезно уступает им в броневой защите и живучести ”
Ключевыми характеристиками, с точки зрения заказчика, должны стать максимальная скорость полета не менее 500 километров в час (к слову, на 180 километров в час больше, чем у любого стоящего на вооружении вертолета) и минимальная заметность машины в радиолокационном, акустическом, инфракрасном и даже визуальном диапазонах. Была разработана программа LHX (Light Helicopter Experimental), ключевым условием которой стала разработка перспективного вертолета на конкурсной основе. Следует отметить не только впечатляющие масштабы этой программы, предусматривающей постройку шести тысяч машин уже к 1994 году, но и заложенный под ее реализацию колоссальный бюджет. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оценивалась в 2,8 миллиарда, на производство планировалось затратить ни много ни мало 36 миллиардов долларов. Неудивительно, что в борьбу за участие в программе создания перспективного американского вертолета, обещавшую стабильную прибыль как минимум на двадцать лет, вступили сразу четыре лидера авиастроительной промышленности Соединенных Штатов – научно-производственное предприятие Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, Boeing Vertol и военно-промышленная авиастроительная компания Hughes Aircraft.
Однако в 1985-м участников конкурса оповестили о снижении ассигнований на программу LHX, а годом позже – и о ее полном прекращении.

Что стало причиной такого решения, неизвестно, то ли конкурентная борьба участников различных программ за средства американского бюджета, то ли начавшаяся в Советском Союзе перестройка, сулившая Североатлантическому альянсу приличные дивиденды без серьезных предварительных затрат, но факт остается фактом – деньгам нашли иное применение.

Тем не менее этап компьютерного моделирования был полностью закончен, а некоторые из разработанных систем даже прошли программы сравнительных испытаний как в наземных, так и в летающих лабораториях. Опытно-конструкторские работы не пропали даром, хотя отчеты о них пылились на полках пять лет.

Успешно проведенная в 1991 году американским и натовским контингентами военная операция «Буря в пустыне» в Ираке стала своеобразным толчком для возобновления программы LHX. События начали развиваться достаточно динамично: не успели участники конкурса осмыслить информацию о его возобновлении, как было объявлено и о победителях – компаниях Sikorsky Aircraft Corporation и Boeing Vertol. Мало того, безымянная до сих пор винтокрылая машина получила название. Впервые в истории военного вертолетостроения США появилась аббревиатура RAH, в дословном переводе – разведывательно-атакующий вертолет. Так целью реализации программы LHX стала конкретная боевая машина RAH-66 Comanche.

Рождение «индейца»
Перспективный вертолет, носящий имя одного из индейских племен, стал своего рода полигоном для проверки сложных и смелых решений. Так, «Команч» первым получил два силовых газотурбинных агрегата модульной конструкции, оснащенных свободной турбиной и кольцевыми воздухозаборниками, обладающими пылезащитным устройством. Коммутация двигателей с FADEC – цифровой системой управления улучшила приемистость силовой установки и упростила ее диагностику, уменьшив тем самым нагрузку на пилота.

В качестве ВСУ использовалась BTS 124, главная функция которой заключалась в запуске основной силовой установки и обеспечении работы вспомогательных систем.
Электронное оборудование разместили в изолированных отсеках, внутри которых поддерживалось избыточное давление, предотвращающее запыление и повышающее надежность работы систем. В блок выполнения боевого задания включили две бортовые цифровые вычислительные машины, связывающие воедино все бортовое радиоэлектронное оборудование, датчики, чувствительные элементы и системы вооружения.
Любой из рассматриваемых разработчиком вариантов боевого применения предусматривал установку в нижней носовой части фюзеляжа турели с 20-миллиметровой трехствольной пушкой.

По бокам средней части фюзеляжа были предусмотрены открывающиеся створки, на внутренней стороне которых находились шесть узлов подвески (по три с каждой стороны) для размещения противотанковых управляемых ракет Hellfire с лазерной системой наведения и двух управляемых ракет Stinger.
Кроме того, в течение не более пятнадцати минут на вертолет устанавливались небольшие плоскости, способные нести на внешней подвеске систему дополнительного вооружения EFAMS (8 ПТУР Hellfire, 16 УР Stinger или 32 НАР Gidra).

Проект закрыт, все свободны
Январь 1996 года – первый полет опытного образца RAH-66 Comanche. 2001 год – намечено проведение программы летных испытаний шести вертолетов, необходимых для оценки их тактических возможностей. 2006 год – должно начаться серийное производство. В планах Пентагона строительство 1292 боевых машин для поставок ВВС США. 23 февраля 2004 года – закрытие проекта RAH-66 Comanche. Восемь миллиардов долларов – именно столько средств американских налогоплательщиков вложено в программу LHX на момент ее закрытия, 500 миллионов – примерно такая сумма получена от Пентагона объединением «Боинг-Сикорский» в качестве компенсации. Суммы более чем красноречивые, однако они не дают ответа на вопрос о мотивах, побудивших оборонное ведомство Штатов отказаться от практически готового к принятию на вооружение, созданного с использованием самых инновационных технологических и технических решений и давно ожидаемого перспективного вертолета.

Однако мотивы, как всегда, лежат на поверхности. Разработчиком не выполнена одна из ключевых задач – достижение скорости полета 500 километров в час. Мало того, к определенному техническим заданием показателю даже не удалось приблизиться. Примечательно, что по твердому убеждению американских летчиков-испытателей, управлять летящим на такой скорости вертолетом, ведущим бой на малой высоте, не представляется возможным.

Однако и это не самый главный мотив. Решающей оказалась невозможность «Команча» составить серьезную конкуренцию своему основному оппоненту – российской «Черной акуле». По сути ни по одному из основных параметров RAH-66 не смог даже приблизиться к Ка-52. В плане маневренности «краснокожий дебютант» почти вдвое хуже российского вертолета, ведь его скороподъемность не превышает шести метров в секунду против десяти у «Черной акулы». Сравнение бронезащиты также не в пользу «американца», поскольку для защиты экипажа используются лишь легкие боковые щиты из кевлара. Вариант вооружения «вертолет-истребитель» в исполнении RAH-66 предусматривает всего две управляемые ракеты Stinger. Ничтожность его шансов на победу в очной встрече с Ка-52, вооруженным 16 противотанковыми управляемыми ракетами «Вихрь», успешно поражающими и воздушные цели, вполне очевидна.

Точная очередь из танковой пушки 2А42, установленной на «Черной акуле», разнесет слабо защищенный американский вертолет на куски, а броня Ка-52 представляет достаточно эффективную защиту от 30-миллиметровой пушки «Команча».

Следует констатировать, что RAH-66 проиграл как минимум по трем направлениям:

вертолет, разрабатывавшийся два десятилетия как «современный и новейший», на выходе перестал быть и тем, и другим. Мало того, устарела концепция, заложенная в основу его создания. Серьезные линейные конфликты, характеризующиеся задействованием больших армейских группировок, ушли в прошлое да и источники получения разведывательной информации кардинально изменились;
американский разработчик вынужден был признать, что задумывавшийся в качестве «самого-самого» вертолет в реальности не обладает ни одной характеристикой, дающей решающее преимущество перед группой российских оппонентов – Ка-52 «Аллигатор», Ка-50 «Черная акула» и Ми-28Н «Ночной охотник». Зато серьезно уступает им в броневой защите и как следствие запасе живучести;
несмотря на все свои положительные качества и широкие боевые возможности, RAH-66 «Команч» стал не просто дорогим, а неоправданно дорогим. Поэтому среди лобби «вертолета мечты» в Пентагоне и конгрессе США не нашлось смельчаков, попытавшихся объяснить американским налогоплательщикам, зачем ВВС Америки разведывательно-ударный Sikorsky RAH-66 Comanche по цене современного истребителя. Особенно в условиях отсутствия глобальной военной угрозы.
Это позволяет сделать неутешительный для американских разработчиков вывод: совершенный ими технологический и технический прорыв оказался прорывом в никуда.

Цена прорыва
Очевидно, что реализованные в проекте Boeing-Sikorsky RAH-66 Comanche инновационные технологии и технические решения и сегодня представляют несомненный интерес. Полученные результаты объективно свидетельствуют о способности вертолета успешно выполнять стоящие перед ним задачи. Требовалась лишь некоторая доводка.

Однако чрезмерные смелость и прогрессивность проекта сыграли злую шутку – разработка утонула в ворохе проблем. Одной из них стали перманентные задержки работ и перенос сроков их исполнения. Запуск программы LHX и первый полет опытного образца разделили долгие четырнадцать лет, понадобившихся на проведение НИОКР, подготовку и строительство прототипа. Прохождение программы испытаний и доводка прототипа заняли еще восемь лет, но поставленные задачи в полном объеме решены не были. Это автоматически передвигало старт эксплуатации «Команча» во вторую половину двухтысячных годов.
В основу проекта Sikorsky RAH-66 Comanche легли не только наработки, полученные в ходе реализации других вертолетных проектов, но и немало абсолютно новых идей, предусматривающих использование инновационных материалов. Большинство из них разрабатывали, как говорится, с нуля, что наряду со временем требовало колоссальных финансовых вливаний. К моменту замораживания проекта было потрачено порядка семи миллиардов долларов. Серийное производство RAH-66 Comanche потребовало бы еще около сорока миллиардов долларов. Столь дорогую игрушку Пентагон просто не смог себе позволить, несмотря на колоссальный военный бюджет.

Некоторые представители военного экспертного сообщества считают, что полученные в ходе реализации проекта наработки могут быть востребованы позднее. Например, в ходе разрабатываемой в настоящее время в США программы FVL (Future Vertical Lift). Вертолеты, создаваемые по этой программе, планируются для полноценной замены машин, находящихся на вооружении ВВС США сегодня. Сможет ли провальный проект прошлого стать будущим прорывом, покажет время. А пока следует констатировать, что мечта американцев о супервертолете задерживается в категории «несбывшиеся», а главным достижением Sikorsky RAH-66 Comanche остается статус очень дорогого экспоната Музея армейской авиации США в Форт Ракер, штат Алабама.


Комментариев нет:

Отправить комментарий