суббота, 12 июня 2021 г.

ЧЕТЫРЕХОСНЫЙ БРОНЕТРАНСПОРТЕР И СТАРТАП RELATIVITY SPACE. A FOUR-AXLE ARMORED PERSONNEL CARRIER AND A RELATIVITY SPACE STARTUP.

 Элегантное модное женское платье.

Ноутбук Digma всего за 20600 рублей.

Ноутбук ASUS с хорошей скидкой всего за 113000 рублей.

Квадроцикл, большой кросс картинг мотовездеход.

Мойка высокого давления KARCHER K 5 Premium.

Станок деревообрабатывающий всего за 26500 рублей.

Игра Cat Interactive Kitten Game.

Появилось первое изображение новейшего белорусского БТР-V2.

В число государств, способных самостоятельно производить бронетранспортеры, в ближайшее время войдет Республики Беларусь - конструкторы Минского завода колесных тягачей разработали четырехосный БТР-V2.
Как сообщает Государственный военно-промышленный комитет РБ, новинка будет впервые представлена на 10-й Международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2021.
Это боевое транспортное средство имеет полную массу 19900 кг. Экипаж состоит из трех человек, в расположенном в задней части десантном отделении помещаются восемь мотострелков. В корме имеется аппарель для удобной посадки и высадки бойцов.
Конструкция бронированного корпуса обеспечивает надежную защиту от пуль и осколков, взрывных устройств. БТР-V2 также может уверенно действовать при применении оружия массового поражения.
Впереди справа расположен 460-сильный дизельный рядный шестицилиндровый двигатель WP13.480А0, работающий совместно с гидромеханической шестиступенчатой коробкой передач, выпускаемой в Беларуси.
Максимальная скорость по шоссе составляет 110 км/ч и до 10 км/ч - при преодолении водных преград на плаву.
Бронетранспортер вооружен стабилизированной в двух плоскостях 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным 7,62-мм пулеметом ПКТ. Для борьбы с танками имеется установка ПТУР.
В то же время предусматривается и установка необитаемого боевого модуля. Например, ОАО "Конструкторское бюро "Дисплей" представит на MILEX-2021такую свою разработку, названную АДУНОК-БМ-30.
Ожидается, что новый бронетранспортер в перспективе сможет заменить колесные и гусеничные боевые машины предыдущих поколений.

btr-v2-c88ysy5w-1623234421.t (640x426, 106Kb)

poyavilos-pervoe-izobrazhenie-noveishego-belorusskogo-btr-v2-6a2jwqzn-1623234421.t (640x427, 24Kb)

Relativity Space готовится целиком напечатать космическую ракету на 3D-принтере за 60 дней.

Сфера ракетостроения активно осваивает передовые технологии 3D-печати. В производстве своих космических аппаратов ее уже взяли на вооружение Rocket Lab, NASA и Space X. Следующим может стать стартап Relativity Space, участники которого собираются целиком напечатать первую в мире ракету-носитель Terran R на 3D-принтере всего за два месяца.
Как сообщают в Relativity Space, это будет двухступенчатая ракета-носитель, предназначенная для вывода на низкую орбиту спутников и космических аппаратов для исследования других планет. Грузоподъемность Terran R составит 20 тонн, что всего лишь на 2 тонны меньше, чем у SpaceX Falcon 9. Ракету оснастят семью (также напечатанными) двигателями компании Aeon R и одним двигателем верхней ступени Aeon Vac. Ракета будет многоразовой.
В изготовлении ракеты будет задействован искусственный интеллект и несколько автономных роботов для печати конструкций и двигателей, что позволит значительно сэкономить материалы и добиться в итоге уникальных аэродинамических характеристик и форм, что было бы невозможно при обычных технологиях производства.
В течение трех ближайших лет в планах компании запуски Terran R не предусмотрены, хотя контракт на первый запуск уже подписан. Дело в том, что это вторая ракета, разработанная в Relativity Space. Первая – Terran 1, которая в 20 раз меньше, будет запущена уже в текущем году, и компания подписала контракты с частными и государственными заказчиками на девять последующих запусков.

3K4NBqmolvU (660x392, 67Kb)

Компьютерные системы резко повышают эффективность боевой подготовки

На Чебоксарском производственном объединении имени В.И. Чапаева (холдинг «Технодинамика», «Ростех») создали первое в России устройство имитации поражения вооружения и военной техники во время тактических учений. Каждый гранатометчик, танкист, артиллерист или оператор ПТУР просто обязаны стать мастерами по выцеливанию и попаданию в яблочко. Как планируется, уникальная разработка чувашских конструкторов войдет в компьютеризированную систему имитации боевой реальности, которая заменит учебные боеприпасы лазерным лучом и тем самым существенно снизит стоимость полигонных баталий.
Учебный спарринг – то что надо
Общевойсковые маневры – действо впечатляющее: что в реальности, что с телеэкрана. Атакующие танки пушечным огнем крушат «неприятеля», над ареной битвы хищно проносятся «вертушки», артиллеристы – квадрат за квадратом – накрывают цели, ровняя с землей передний и последующие рубежи обороны «врага». Где-то из поднебесья Су-25, штурмовые «грачи», из виража заходят на огневые точки условного противника. Пехота – «царица полей» – идет вперед по пересеченной местности в эскорте боевых машин и поливает из всевозможного автоматического оружия «вражеские» окопы. Именно в ходе таких учений как раз и отрабатывают армейские навыки, столь необходимые для успеха в реальной боевой ситуации. Например, межвидовое взаимодействие войск.

Однако, если на маневрах у личного состава холостые патроны, а военная техника «вооружена» практическими снарядами для учебно-боевых стрельб, то, конечно, можно отработать взаимодействие, пострелять по мишеням. Но в ответ-то ничего не будет: ни выстрела не прозвучит, ни отдача в виде какой-нибудь ПТУР не прилетит! Что, собственно, сразу лишает подобные бои не только состязательного духа, обоюдоострой борьбы, но и пресловутого психологического прессинга, испытываемого военнослужащим под реальным огнем.
Оттого в учебном сражении спарринг не заменят никакие условности, даже максимально приближенные к боевым. Пока лично боец в окопе или экипаж в танке не прочувствует на себе, почем фунт «фронтового» лиха, до того времени все полигонные игры патриотов останутся просто галочками в отчетах о ходе выполнения планов боевой подготовки.
Причины открыть laser fire
Не секрет, что боеспособность любой армии определяют не только совершенство ее военной техники и вооружения, но и подготовка личного состава, способного наиболее эффективно применить весь оружейно-огневой потенциал в боевой обстановке. Это во-первых. Во-вторых, массовое привлечение к маневрам военной техники и вооружения всегда требует существенных финансовых затрат, так как это удовольствие не из дешевых и сопряжено с высокой стоимостью эксплуатации боевых машин и систем вооружения, особенно при стрельбе штатными боеприпасами. В-третьих, широкомасштабные учения с боевой стрельбой всегда связаны с высоким риском для безопасности личного состава.

По этим причинам и в целях повышения реалистичности всевозможных армейских учений в разных государствах разработали лазерные системы имитации боя, являющиеся в настоящее время одним из наиболее перспективных направлений развития технических средств для обучения личного состава многих национальных вооруженных сил.
Например, американская многоцелевая комплексная лазерная система поражения целей MILES (Multiple Integrated Laser Engagement System), уже более 40 лет успешно подтверждающая свою высокую эффективность в боевой подготовке военнослужащих и обеспечивающая максимально реалистичную имитацию боевых действий, а также ее развитие MILES-2000 и MILES-XXI – неотъемлемые элементы боевой подготовки на двусторонних войсковых учениях не только US Army, но и ее союзников по НАТО. Еще есть лазерная система Urban Warfare Training System (UWTS), применяющая высокие частоты и предназначенная для тренировок специальных подразделений Великобритании, Норвегии и Нидерландов по ведению боевых действий в крупных населенных пунктах. Лазерная система SAAВ, состоящая на вооружении армий ФРГ и Великобритании, может устанавливать лазерные «мины» и позволяет боевым самолетам и вертолетам проводить лазерные воздушные «бои» – дальность «стрельбы» их излучателей 6,5 км.

В свое время и Советский Союз не прошел мимо имитационных лазерных систем поражения целей как перспективного направления подготовки армейских подразделений. Скажу больше, практически одновременно с американцами отечественные конструкторы создали эффективные унифицированные лазерные имитаторы стрельбы и поражения целей, ни в чем не уступающие западным аналогам. Ими стали: для стрелкового оружия – комплект 9Ф824 «Бесстрашие», а для бронетехники – комплекты «Зоркий» и 1К77 «Радар». «Бесстрашие» применяли на автоматах АКМН и АК-74Н, пулеметах РПКН, РПК-74Н и ПКН, винтовке СВД. «Зоркий» (для БМП-1, БМП-2) и 1К77 «Радар» (для танков Т-55, Т-64, Т-72, Т-80) имитировали стрельбу вооружения техники и ее поражение в ходе двусторонних тактических учений без использования боеприпасов. Причем лазеры «стреляли» не только «артиллерийскими снарядами», но и «управляемыми ракетами»: «Зоркий» и «Радар» могли вести точный «огонь» на дистанцию от 300 до 3 тыс. м – для артиллерийского вооружения и от 2,5 до 4 км – для танковых управляемых ракет.

В конце 90-х годов прошлого столетия на вооружение Российской армии приняли второе поколение лазерных приборов – комплект 9Ф838 «Целик», который обеспечивает имитацию стрельбы из разных видов штатного оружия подразделений взводно-ротного звена. Кроме 9Ф838 на снабжение Сухопутных войск поступили лазерные приборы имитации стрельбы для тяжелого оружия пехоты: комплект 9Ф854 – для противотанкового гранатомета РПГ-29, 9Ф855 – для автоматического гранатомета АГС-17 и 9Ф856 – для ПТРК «Фагот» и «Конкурс». В 2008 году успешно выдержал государственные испытания комплект приборов лазерной имитации стрельбы и поражения «Барельеф-СВ», который устанавливают на танках, боевых машинах пехоты и бронетранспортерах. Он предназначен для имитации выстрела лазерным импульсом из орудий и пулеметов боевых машин. Как составная часть комплексной автоматизированной системы подготовки Сухопутных войск, «Барельеф-СВ», по словам разработчиков, позволяет организовать общевойсковой учебный бой в составе до 900 человек личного состава и 180 боевых машин.
Перед учением к каждому стрелковому оружию крепят лазерный имитатор стрельбы: небольшую коробочку с инжекционным лазером, микроконтроллером, батареей и радиопередатчиком. На касках и «разгрузках» военнослужащих крепят десяток датчиков поражения – фотоприемники, регистрирующие попадание лазерного луча. Аналогичными устройствами оборудуют и бронетехнику. В частности, приемоизлучатели занимают место прямо на орудийных стволах.

Добавим, что каждый лазерный импульс передает свой закодированный сигнал – идентификационный номер стрелка и вид боеприпаса – на тот случай, чтобы невзначай из «Калашникова» не «подстрелили» танк. При этом дальность лазерного выстрела соответствует возможностям реального прототипа стрелкового оружия или бронетехники: для АК-74 – 700 м, СВД – 1000 м, РПГ-7 – 500 м, Т-90 – до 5 км.
Дешево и безопасно
По мнению экспертов, именно широкое распространение лазерных излучателей с малой расходимостью выходного излучения способствует активному внедрению таких систем в армейской среде. Это позволяет, в свою очередь, за счет дуэльной системы тренировки с результатами поражения, близкими к реальным, в разы поднять качество подготовки стрелков, наводчиков и операторов систем вооружения.

Каждый практический выстрел из гранатомета, пулемета, орудия стоит немалых денег. Безусловно, такая информация не просто конфиденциальна, а строго секретна и тщательно охраняема. Поэтому в Сети, скажем, на ресурсах государственных закупок не размещают прайсы на патроны, гранаты и снаряды в ассортименте. Но промониторив сайты в интернете, все-таки нашел парочку примеров, худо-бедно дающих некоторое представление относительно планки стоимости боеприпасов.

Российский управляемый артиллерийский боеприпас 3ОФ39 «Краснополь»: калибр 152 мм (155 мм – модифицированный вариант под стандарты НАТО), оснащен головкой самонаведения, предназначен для поражения бронированных целей и военных объектов с первого выстрела. Стрельба им (в оригинальном варианте) выполняется из отечественных 152-мм артиллерийских систем Д20, 2С3М «Акация», 2С19 «Мста-С» и 2А65 «Мста-Б». По информации из открытых источников, стоимость одного снаряда «Краснополь» – порядка 70 тыс. долл. Любопытно, что в свое время (с 1999 по 2002 год) Индия экспортировала 3 тыс. единиц боеприпаса «Краснополь-М» – моноблочной модификации 3ОФ39 «Краснополь». 20 лет назад общая сумма этих поставок составила около 111 млн долл.
А, например, боеприпасы для 120-мм орудия основного боевого танка Армии США M1 Abrams имеют следующий ценник: подкалиберный снаряд в среднем – 1 тыс. долл., картечный выстрел – 2 тыс., кумулятивный – 4 тыс. Вроде бы и не очень дорого на первый взгляд, если из расчета на один-два танка. Ну а если в ходе масштабного учения огонь откроет и не по разу бронетанковая дивизия US Army в составе всех своих трех сотен «абрамсов»? Вот и подсчитайте!

В то же время лазерный импульс, имитирующий выстрел, почти ничего не стоит и затрачивает лишь толику энергии из блока питания. Таким образом, лазерные имитаторы стрельбы не только способствуют достижению высоких показателей в огневой подготовке и максимально приближают учения к реальным условиям, но и дают весьма значительный экономический эффект, предотвращая массовый расход боеприпасов.

При этом почти отсутствуют какие-либо ограничения на использование подобных систем: их применяют в любое время года и суток, и везде, где только возможно ведение боевых действий. Они способны сымитировать стрельбу из практически всех существующих ныне видов стрелково-пушечного и гранатометного вооружения, а также комплексов вооружения бронетанковой техники. И что немаловажно, лазерные системы безопасны для человеческого организма, в частности для незащищенных глаз.

Чем точнее лазер, тем чернее дым

Устройство имитации поражения вооружения и военной техники, созданное на Чебоксарском ПО имени В.И. Чапаева, станет частью лазерных многофункциональных модулей, которыми на период двусторонних тактических учений дополнительно оборудуют военную технику, например, танки либо боевые машины пехоты. Это уникальное изделие укомплектовано дымовыми патронами, разработанными и изготовленными в холдинге «Технодинамика», а также специальным контроллером.

Имитатор функционирует следующим образом: при помощи контроллера аппарат взаимодействует с бортовым компьютером боевой машины, который во время учений фиксирует атаки на себя и сигнализирует об условном поражении техники. Если машину только «повредили», сработает патрон белого дыма, если же «подбили», то черного.

Как подчеркнул Игорь Насенков, генеральный директор «Технодинамики», куратор Ульяновского и Пензенского региональных отделений Союза машиностроителей России, член бюро Лиги содействия оборонным предприятиям, «аналогов этого изобретения в России нет».

«Похожее устройство используется во время боевых учений в странах НАТО и Южной Корее, но наше имеет оригинальную конструкцию. Например, здесь применяются дымовые патроны большей мощности, – отметил Насенков.

Глава холдинга также отметил, что «сроки изготовления имитационного устройства – рекордные»: «С момента получения задания до изготовления и поставки заказчику первой партии из 10 устройств и 100 дымовых шашек прошло всего полгода».

Добавим, государственные испытания нового прибора намечены на этот год. По их итогам будет принято решение о соответствии комплекса требованиям и принятии его на вооружение Российской армией. Очевидно, что в случае успеха устройство имитации не только существенно удешевит проведение военных учений, так как на них не нужно будет тратить учебные боеприпасы, но и сделает их результаты максимально объективными.

Ударные и оборонительные возможности российского флота (применительно к теме авианосцев)

Задача ВМФ России — обеспечение необходимых морских коммуникаций, а также отражение агрессии с морских направлений (включая подводную и воздушную). Для этого нужны: а) средства обнаружения и целеуказания, и б) адекватные средства поражения.

Что тут может дать авианосец(цы).

Как уже говорилось в первой части (Необходимы ли полноценные авианосцы российскому ВМФ?), авианосец — это корабль, основное вооружение которого составляют самолеты, и который предназначен для решения разнообразных задач при действиях в открытом море (вдали от береговой авиации, ПВО/ПРО, ПКРК).
Т.е. ударные возможности авианосца — это просто доставка к целям авиационных средств поражения (АСП).
Какими же «уникальными» возможностями могут обладать — в этом смысле — гипотетические российские авианосцы?
Ответ простой — никакими.
Палубная ударная авиация (для ЛЮБОГО реального современного и перспективного авианосца) — сравнительно легкие машины, с ограниченным (по весу и габаритам) вооружением. Авианосец НЕОБХОДИМ там, где НЕТ других самолетов, кроме палубных. Или же там, где палубные самолеты, сопоставимые по возможностям с «обычными», «обеспечить» элементарно дешевле. :)

Здесь необходимо принять во внимание «геополитическую стратегию» России Путина.
Совершенно очевидно, что идет (и будет усиливаться) полноценное освоение Севера и Дальнего Востока. Достаточно упомянуть План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, подготовленный дирекцией СМП госкорпорации «Росатом», и утвержденный 21 декабря 2019 года Правительством своим распоряжением №3120-р, строительство «Роснефтью» крупнейшего морского порта на Таймыре, заводы «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2», а также развитие кораблестроительной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Здесь дело защиты в смысле ПВО/ПРО палубными самолетами не обойдется.

Но вернемся к вооружениям.

Что касается ПКР, то (по оценкам на сегодняшний день) основой в этом смысле есть и будут Оникс-М наземного и морского (в том числе подводного) базирования (а, возможно, и авиационного), а также пресловутый Циркон, с которым пока мало чего понятно. В перспективе — тот же доведенный до ума Циркон, а так же разрабатываемые сейчас «Гремлин» и ПКР воздушного базирования про теме «Острота».
Носителями предполагаются Су-34 и Су-57, а также Ту-22М3М и Ту-160М. У всех них большой и достаточный (для таких задач) радиус действия с такой боевой нагрузкой. Перспективы использования палубных самолетов более чем туманные — это мягко говоря.

Имеющиеся аэродромы базирования — район Мурманска, Архангельска, Чукотки (Анадырь-1/Гудым), многочисленные аэродромы Дальнего Востока, а также строящиеся новые аэродромы для обслуживания новых заводов и всей инфраструктуры СМП. Это строительство ведется УЖЕ СЕЙЧАС, независимо от строительства этих самых авианосцев. Арктика и Дальний Восток становятся ТОЧКАМИ РОСТА «России Путина». Поэтому вариант «дешевле иметь авианосец для защиты пустых тысячекилометровых пространств» отпадает.

С точки зрения «вклада кораблей ВМФ» в Арктике, единственно разумный вариант — это строительство ПЛА-охотников для КСФ (для действий в глубоководной части Северного Ледовитого океана, с поддержкой сетей подводных гидрофонов) + фрегато-эсминцев ПЛО/ПВО/ПРО. Чем сейчас военно-политическое руководство России и занимается. :)

ПЛО (ТОФ).
Проблема России в этой области — не отсутствие авианосцев или палубных самолетов ПЛО, а полный развал (со времен «святых 90-ых») организации ПЛО в ВМФ России. Поэтому надо создавать новые ГАС, новые методы обнаружения ПЛ, новые виды противолодочного оружия, новые виды носителей этих средств. Авианосцы тут — только «завершающий штрих».

ПВО/ПРО (ТОФ).

Для обороны Камчатки, Курил и побережья в смысле ПВО авианосцы на Дальнем востоке НЕ НУЖНЫ. Их возможности в этом смысле крайне ограниченны. В США, в составе АУГ, задачи ПВО/ПРО решает не палубная авиация (для этого важны только E-2 Hawkeye), а эсминцы сопровождения.

Данные по некоторым ударным самолетам, которые ТОЧНО используются (и будут использоваться) в интересах морской авиации.

Су-34 (данных по Су-34М нет).
Взлетная масса — 39 000 кг (нормальная) и 45 000 кг (максимальная).
Боевой радиус (в зависимости от нагрузки и профиля полета) — 600-1100 км.
Максимальная боевая нагрузка: 8000 кг; 12 000 кг при боевом радиусе 1000 км (4000 кг при полной загрузке топлива).
Ясно, что это не «палубный» вариант.
Ту-22М(3М) — данных не нашел. Данные по Ту-22М.
Взлетная масса — 112 000 кг (нормальная) и 126 000 кг (максимальная).
Боевой радиус с нагрузкой 12 000 кг:
на сверхзвуковой скорости:1500—1850 км
на дозвуковой скорости и предельно малой высоте:1500—1650 км
на дозвуковой скорости по смешанному профилю: 2400 км.
Дальность ПКР Х-32 (для 3-х шт) — примерно 1000 км. Это значит, что при взлете с наземного аэродрома для Ту-22М3М (то, что идет в производство сейчас) с Х-32 достижимы (в море) цели на расстоянии не менее 2500 км. Для сравнения: расстояние по прямой от Мурманска до Рейкъявика (рубеж противолодочной обороны НАТО) — 2400 км.

Вывод.
Никакой необходимости в авианосце(ах) для ТОФ России в смысле обеспечения ударных и оборонительных возможностей (ПЛО, ПВО/ПРО) НЕТ. Есть СЕРЬЕЗНЫЕ проблемы с ПЛО, но наличие авианосца их решить не в состоянии.
Авианосцы ПРИГОДИЛИСЬ БЫ, вне всякого сомнения. Но не такой ценой, какую придется заплатить России за их создание, укомплектование, поддержание и применение. К тому же УЖЕ СУЩЕСТВУЮТ более дешевые (и при этом универсальные/многоцелевые) решения.

В настоящее время в мире существует четыре действующих стелс-истребителя — американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, китайский J-20 и российский Су-57, пишет ветеран Корпуса морской пехоты США Алекс Холлингс (Alex Hollings) в блоге Sandboxx.

Лучшими самолетами пятого поколения автор называет американские, худшим — российский.

Обозреватель уверяет, что после того, как J-20 получит новые двигатели, по своим возможностям он приблизится к F-22 Raptor. По его мнению, F-35 Lightning II, будучи не столь маневренным и дальнобойным, как J-20 и F-22 Raptor, представляет собой «невероятно хитрый летающий суперкомпьютер».
«Российский Су-57 широко известен как наименее незаметный среди самолетов пятого поколения, однако истребитель — это не только эффективная площадь рассеяния», — пишет автор.

Холлингс пишет, что сравнение четырех действующих истребителей пятого поколения «лоб в лоб» нельзя считать справедливым, поскольку каждый из данных самолетов создавался для решения определенных задач и применения в рамках конкретной стратегии. И все же автор пишет, что «Су-57 может быть худшим истребителем пятого поколения на планете». «Но это совсем не делает его плохим истребителем», — уверяет обозреватель.

Среди проблем, которые сопровождали Су-57, автор называет, в частности, распад СССР, который привел к тому, что первый истребитель пятого поколения — F-22 Raptor — появился в США, а не России, и прекращение сотрудничества с Индией, которая осталась недовольна стелс-характеристиками Су-57.

Отправка российских самолетов пятого поколения в Сирию в публикации связывается с получением «корма для заголовков и нескольких рекламных фотографий».

Автор напоминает, что первый Су-57, который Минобороны России должно было принять на вооружение, разбился в декабре 2019 года, что стало «огромным ударом по хрупкой репутации России как мировой военной державы».

Среди других проблем, с которыми сталкивается разработка Су-57, обозреватель называет отсутствие на действующих самолетах двигателя второго этапа, а также западные санкции, введенные в отношении России, которые якобы не позволили установить на истребитель современную авионику.

Тем не менее, пишет Холлингс, Су-57 остается самым маневренным истребителем пятого поколения, а по развиваемой крейсерской скорости уступает лишь F-22 Raptor.

«Су-57 может и не стать лидером среди истребителей-невидимок, но в этом нет необходимости, чтобы представлять угрозу», — заключает автор.

В августе 2020 года аналитики Райан Бауэр и Питер Уилсон в статье для американской исследовательской организации RAND объявили Су-57 истребителем четвертого поколения, который столкнулся с «многочисленными проблемами и неудачами».
В июле того же года в публикации китайского портала Global Times истребителями пятого поколения назывались американские F-22 Raptor и F-35 Lightning II, а также китайский J-20, но не российский Су-57. Ориентируемое на международную общественность издание, которое курирует Центральный комитет Коммунистической партии Китая, приводило мнение заместителя директора по науке и технологиям корпорации Aviation Industry Corporation of China (AVIC), генерального конструктора J-20 Яна Вэйя.

Холдинг "Вертолеты России" успешно испытал дополнительный топливный бак вертолета "Ансат" на стойкость к разрушению при аварийной посадке.

Сертификационные испытания проводились на Казанском вертолетном заводе – заполненную контрастной жидкостью емкость сбрасывали с высоты 15,2 м. Подобные работы прошли впервые в России, до этого они проводились только за рубежом.
Для испытаний на КВЗ была изготовлена специальная платформа. С высоты 15,2 м сбрасывался фрагмент фюзеляжа вертолета "Ансат" с установленным внутри пассажирской кабины дополнительным топливным баком. В него залили контрастную жидкость: основным критерием успешности испытаний было отсутствие течи.

Дополнительный топливный бак объемом 195 л позволит увеличить дальность полета вертолета на 140-150 км – до 650 км. Данная опция будет востребована при совершении дальних перелетов. Например, когда требуется доставить вертолет к месту постоянного базирования, а также в санитарной авиации для эвакуации пострадавших. Параллельно идут работы по модернизации основной топливной системы, в результате которых максимальная дальность полета вертолета возрастет до 800 км.

"Мы начали готовиться к испытаниям в 2020 году и постарались максимально сосредоточить и развить на КВЗ все соответствующие компетенции. Большая работа проведена совместно со специалистами сертификационного центра ГосНИИ гражданской авиации, Авиарегистра и Росавиации. Отмечу, что ранее сертификационные испытания авариестойких топливных систем для вертолетов проводились за рубежом. Проведенные на нашем предприятии испытания признаны успешными, нам удалось не только создать авариестойкий дополнительный топливный бак для "Ансата", но и освоить новый вид испытательных работ", – отметил заместитель управляющего директора – главный конструктор ОКБ КВЗ Алексей Гарипов.

Сбросу предшествовал целый ряд сертификационных работ: испытания на прокол оболочки мягкого бака, испытания на давление, наземные и летные испытания вертолета "Ансат" с дополнительным топливным баком. По их результатам в конструкцию вносились изменения. Например, после испытаний на прокол было увеличено количество слоев ткани и изменен способ их укладки. Кроме того, в испытательной лаборатории КНИТУ-КАИ прошли стендовые тесты на расплескивание и вибрацию, а также статические испытания дополнительного топливного бака.

К настоящему моменту проведена большая часть стендовых сертификационных испытаний, а также наземные и летные испытания "Ансата" с дополнительным топливным баком. Ведется оформление доказательной документации.

Дополнительный бак будет помещаться внутри пассажирской кабины "Ансата". Его установка возможна в пассажирском и санитарном вариантах исполнения вертолета. Также предусмотрено дооснащение вертолетов, находящихся в эксплуатации. Для этого потребуется выполнить незначительные доработки воздушного судна.

США готовятся поднять в небо первые бомбардировщики нового поколения. Northrop Grumman завершила сборку первых двух образцов самолёта B-21 Raider.

Во время вчерашних слушаний в Комитете по делам вооружённых сил Палаты представителей помощник министра ВВС по закупкам, технологиям и логистике Дарлин Костелло сообщила, что первые два B-21 уже собраны на заводе 42 в Палмдейле (штат Калифорния). Первый полёт запланирован на 2022 год.
Проект по созданию B-21 предполагает сборку сотни бомбардировщиков (с возможностью увеличения заказа), которые планируется принять на вооружение в середине 2020-х годов. Сумма контракта составляет $55 млрд (примерно $550 млн за каждый самолёт). Новая машина должна работать в тандеме с предшественником — бомбардировщиком B-2 Spirit.

В арсенале ВВС США насчитывается три типа действующих стратегических бомбардировщиков: B-52 Stratofortress, B-1 Lancer и B-2 Spirit. Кроме того, в 2016 году началась работа по созданию нового стратегического бомбардировщика, получившего название B-21 Raider. Несмотря на то что самолёт B-52 Stratofortress впервые поднялся в воздух ещё в 1952 году, именно он продолжит службу вместе с перспективным B-21 Raider, тогда как B-1 Lancer и B-2 Spirit будут списываться по мере производства новых бомбардировщиков.

SpaceX планирует обеспечить Wi-Fi во время полетов в самолетах. Компания ведет переговоры с несколькими авиаперевозчиками, передает телеканал «Известия». Для своего проекта SpaceX будет использовать спутники Starlink. Сеть аппаратов обеспечит скоростной интернет по всему миру. Спутники объединят с помощью лазерной линии связи — они не будут зависеть от наземных станций. С 2018 года SpaceX запустила около 1,8 тыс. аппаратов Starlink — всего их будет 12 тыс.

SpaceX планирует обеспечить Wi-Fi во время полетов в самолетах. Компания ведет переговоры с несколькими авиаперевозчиками, передает телеканал «Известия». Для своего проекта SpaceX будет использовать спутники Starlink. Сеть аппаратов обеспечит скоростной интернет по всему миру. Спутники объединят с помощью лазерной линии связи — они не будут зависеть от наземных станций. С 2018 года SpaceX запустила около 1,8 тыс. аппаратов Starlink — всего их будет 12 тыс.

Дистанционные и автономные машины выполняют все больше функций

Минобороны России намерено расширять линейку робототехнических комплексов (РТК). Об этом сообщил Сергей Шойгу в апреле во время посещения 766-го управления производственно-технологической комплектации. Там разрабатываются РТК различного назначения.

«Уран» и «Мухи»

Предположительно, приниматься на вооружение будут тяжелые роботы разминирования, роботы-разведчики, роботы радиационной и химической разведки, надводные и подводные. 766-е УПТК разрабатывает специальные гусеничные шасси модульного типа для дистанционно управляемых машин, мобильные роботы с заданными возможностями – от боевых до обеспечивающих.

Роботы-саперы «Уран-6», пожарные «Уран-14» и боевые ударные «Уран-9» уже стоят на вооружении армии. В каждый Уран-9» входит пункт управления на «КамАЗе» и четыре боевых машины. РТК предназначен для ведения разведки, огневой поддержки пехоты и уничтожения танков. Робот поражает цели на расстоянии до 5 км днем и до 3 км ночью. Его вес – 12 т. На вооружении 30-мм автоматическая пушка 2А72, 7,62-мм пулемет, реактивные огнеметы «Шмель-М» и комплекс «Атака» с противотанковыми ракетами.
Планируется формирование первого подразделения из 20 машин «Уран-9». Среди перспективных – аппарат для обнаружения вражеских беспилотников, миниатюрный дрон «Муха». Он может передавать развединформацию из труднодоступных зон и помещений: туннелей, гротов, подвалов.

Россия – одна из трех стран (наряду с США и Китаем), которая может обеспечивать навигацию стратегических беспилотников с помощью космической связи. Сегодня в области БЛА высока конкуренция российских разработчиков между собой.

В результате конкуренции родился робот-манипулятор, способный работать в космосе и на больших глубинах. В космосе он как часть спутника-инспектора будет проводить техобслуживание и ремонт космических аппаратов, развертывать и обслуживать антенны. В ВМФ сможет работать в составе как автономных необитаемых подводных аппаратов, так и комплексов для проведения поисковых, аварийных и спасательных работ. Инженерные войска смогут использовать разработку для разминирования, а Сухопутные – для заряжания боеприпасами и техобслуживания вооружения.
В 2022 году ожидаются испытания тяжелого комплекса разминирования местности от противотанковых мин. Еще новинка – телевизионный комплекс для борьбы с беспилотниками «Хамелеон». Он обнаружит даже аппараты, летящие в режиме радиомолчания. РТК способен сопровождать цель в нескольких спектральных диапазонах с одновременной выдачей целеуказания на огневые средства. Дальность действия – от трех с половиной до девяти км. Общие тенденции: у всех боевых машин будет повышена защита от жесткого электромагнитного излучения и радиации, обеспечена устойчивая связь между роботом и пунктом управления.

Краткая карьера «Федора»

О том, как требовательно подходят военные к принятию в войска машин-солдат, говорит история антропоморфного робота «Федор». Его создали Фонд перспективных исследований и НПО «Андроидная техника». В 2019-м «Федор» стал первым российским роботом-космонавтом.

Специалисты считают, что антропоморфный робот в военных действиях неэффективен: громоздкий, медлительный, требует особой эксплуатации. Но наработки по «Федору» применены в боевом комплексе «Нерехта». «Федор» (он же «Спасатель» и «Аватар») позволил понять, как развиваться дальше.

Во ВНИИ «Сигнал», входящем в «Высокоточные комплексы», продолжается разработка РТК «Удар» на базе БМП-3. Комплекс сможет воевать автономно и взаимодействовать с БЛА для доразведки и ретрансляции радиоканала управления. Имеет подсистему планирования движения с датчиками и измерителями. Она учитывает рельеф местности, рассчитывает параметры боевого задания. В составе РТК – мобильный робот огневой поддержки, разведывательный БЛА вертолетного типа и пункт дистанционного управления на шасси «Урал-4320».

Вооружение – 30-мм пушка 2А42 (дальность стрельбы до 4 тыс. м), противотанковые комплексы «Корнет» (до 10 тыс. м), боекомплект для пушки – 500 выстрелов. Кроме того, РТК комплектуется спаренным с пушкой пулеметом ПКТ (боекомплект 2000 патронов). Оптический локатор ведет поиск замаскированных объектов. РТК (в разных вариантах) сможет выдавать целеуказания для авиации и артиллерии, других ударных роботов, разбирать завалы и разрушения, манипулировать взрывоопасными предметами, перевозить имущество и личный состав, эвакуировать раненых с поля боя. Автономный вариант «Удара» может двигаться в режиме радиомолчания.
Недостаточна, считают специалисты, защищенность БМП-3: лобовая броня выдерживает лишь 30-мм снаряды с 200 м, а крыша и борта – пулю калибром 12,7 мм с дистанции 100–200 м.

Удалить человека

Есть и реальный опыт применения боевых роботов. Саперы Международного противоминного центра МО России в Нагорном Карабахе использовали при разминировании местности РТК «Уран-6». Оператор управлял им с расстояния 800 м. Видеокамеры РТК дают хороший круговой обзор. Аппаратура позволяет находить и уничтожать боеприпасы, до того идентифицировав их. «Уран-6», как и его собратьев, саперы использовали и на Северном Кавказе, и в Сирии.

Как раз для «собратьев» Фонд перспективных исследований модернизирует роботизированную платформу «Маркер». На ней отрабатываются технологии третьего – пятого поколений. При испытаниях в автономном режиме «Маркер» преодолел расстояние 30 км по заснеженной лесостепи. Получив маршрут с координатами заданной точки, в пути применял систему технического зрения на новых нейросетевых алгоритмах. Маршрут корректировался при виде препятствий – деревьев, подъемов, оврагов, кустарника. Платформа может автономно работать до 48 часов на дорогах с твердым покрытием и до 24 часов по пересеченной местности.

Иногда роботы создаются не на пустом месте. Из самоходной артиллерийской установки 2С35 «Коалиция-СВ» делают боевого робота с более мощным вооружением. Установку доработают, чтобы она могла работать без экипажа.

В ЦНИИ «Буревестник» разработали на базе гаубицы термоэлектрохимическую артиллерийскую установку. Боевая мощь ее в полтора раза превысила показатели традиционных САУ. Дальность стрельбы – свыше 70 км. Используются высокоточные боеприпасы. САУ имеет роботизированное отделение с полной автоматизацией подготовки выстрелов.

Продолжены работы по проекту «Капитан» в интересах инженерных войск. Это модульный комплекс на универсальной платформе со сменным оснащением. «Капитан» создан в ЦНИИ РТК в Петербурге. «Капитан» построен на основе компактного гусеничного шасси. Ходовая часть включает две пары активных приводных рычагов с гусеничными цепями. Платформа может передвигаться по снегу глубиной до 10 см и по траве высотой до 30 см, подниматься на уклон 30°, двигаться по лестницам и сложным элементам рельефа.
«Капитан» имеет носовую и кормовую видеокамеры, два ультразвуковых дальномера и два блока освещения. Операторский пульт – в ударопрочном кейсе. Радиосвязь в городе – до 500 м, на открытой местности – до 1200 м. Обмен данными «Капитан» может вести через оптоволоконный кабель длиной 300 м. На крыше – многофункциональный манипулятор. Он позволяет РТК добираться до труднодоступных мест, вести наблюдение, взаимодействовать с объектами. Для обезвреживания опасных предметов есть гидроразрушитель.

Существуют совсем фантастические проекты. Компания «Сухой» ищет способы управления истребителем с помощью взгляда и голоса. Прототип речевой системы управления в 1990-е уже работал. Но сегодня задача иная – научить систему понимать не заученные фразы, а контекст. Летчик в экстремальных ситуациях не должен мучительно вспоминать, что он должен сказать.

Есть и прототипы системы управления взглядом. Им можно, например, нажимать кнопки на стенде. В полете все сложнее. Но рукоятки, сенсоры, кнопки не исчезнут из кабины истребителя. А управление голосом и взглядом применят, где это будет удобным.

Роботы и ядерное оружие

В военной технике происходит революция – третья после изобретения пороха и ядерного оружия. Его составные части – РТК и ИИ, автономно действующее оружие, цифровизация военной сферы. Ограничение лишь одно: машины не должны управлять ядерным оружием. Также существует международный запрет для систем вооружений на основе ИИ. Но главные стратегические противники вряд ли будут его соблюдать. Часть зарубежных экспертов расценивают эту революцию как начало новой гонки вооружений между США, Китаем и Россией.

В свете нынешних и будущих международных решений интересно взглянуть на развитие робототехники в военном деле на Западе.

Германия, Франция и Испания намерены разработать совместно боевую авиасистему (Future Combat Air System). К 2040 году она заменит истребители Eurofighter и Rafale. Кроме боевых самолетов в нее войдут БЛА, запускаемые из самолетов.

Классические роботы обычно используют энергию аккумулятора. «Большие роботы» добывают электроэнергию из солнечного света, а микророботы – из химических соединений окружающей среды. А в США создали робота, получающего энергию из алюминиевой поверхности, по которой он скользит.

Американская компания General Dynamics Land Systems в апреле этого года поставит Армии США несколько колесных транспортных наземных роботов MUTT для испытаний. В конце года MUTT примут на вооружение. Он способен перевозить грузы массой до 450 кг, работать 72 часа, преодолевать расстояние до 100 км, в движении вырабатывать до 1 кВт электричества для подзарядки, а на стоянке – до 3 кВт. На MUTT можно установить дистанционно управляемый боевой модуль или платформу запуска БЛА, его также можно использовать для эвакуации раненых. Но в первую очередь роботы-носильщики будут перевозить экипировку, боеприпасы, провизию, проводить разведку.

На 2022 год запланированы испытания легких наземных гибридных роботов RCV-L компании QinetiQ. Их используют для взаимодействия роботизированных комплексов с людьми во время боевых операций.
В гонку включились и бывшие республики СССР. Эстонская компания Milrem Robotics испытывает многоцелевой РТК Type-X. Это автоматизированная гусеничная платформа с различным оснащением. В первую очередь – база для боевых машин со ствольным и ракетным вооружением.

Броневой корпус с противоосколочной защитой, гибридная дизель-электрическая энергоустановка. Ходовая часть с семью опорными катками на индивидуальной подвеске. Максимальная скорость – 80 км в час. Предусмотрен полуавтоматический режим – платформа сама определяет, как выполнять команды оператора. Может решать задачи разведки и огневой поддержки пехоты, вести патрулирование и сопровождать колонны.

И куда же без Китая. Сухопутные войска НОАК использовали новый тип многоцелевой дистанционно управляемой машины (ДУМ). Вооружение: два гранатомета QLG-10 (стреляют безгильзовыми боеприпасами калибра 35 мм), комплект электрооптических/инфракрасных датчиков. Управление с применением ноутбука.

Год назад разработанная корпорацией China North Industries Group разведывательно-боевая ДУМ Sharp Claw I была принята на вооружение. ДУМ включены в руководящие документы по тактике и методике технического обслуживания.

Захватила мода на роботы и военных моряков. США планируют создать значительное количество роботизированных кораблей разных классов. Военные заинтересованы в разработке робокораблей длиной от 61 до 91 м и водоизмещением от 900 до 1800 т. Конфигурацию кораблей можно будет менять: в частности, для другого ракетного вооружения.

Большой надводный робот может заменить крейсеры и эсминцы. В основу большого робокорабля может лечь проект Overlord – полезная нагрузка около 40 т, действует на удалении от берега до 90 суток при пяти баллах. Дальность хода – 4,5 тыс. морских миль. При этом роботы должны соблюдать правила морской навигации.

Тема запрета автономных систем вооружения уже несколько лет обсуждается в ООН в Женеве в рамках полемики вокруг Конвенции об определенных обычных вооружениях. Прогресса пока нет. Боеголовки подсчитать несложно, алгоритм – куда сложнее. Автономные системы вооружения, не управляемые человеком («роботы-убийцы») большинство стран отвергает.

Чудесный материал графен получил новое весьма полезное применение — группа инженеров из Кембриджского университета модернизировала с его помощью классический жесткий диск компьютера. Они применили графен в качестве замены старому покрытию на основе углерода, которое защищает пластины внутри диска. Хватило всего двух слоев графена для воспроизведения тех же эксплуатационных качеств, а увеличение толщины покрытия до четырех слоев повысило их многократно.

Пластины внутри жесткого диска нуждаются в механической защите, потому что вращаются с большой скоростью. Также они подвержены перегреву, плюс есть риск коррозии — прежнее углеродное покрытие справлялось со всеми этими задачами, но его толщина была слишком велика. Графен имеет толщину всего в один атом, но при этом сохраняет стабильность в более широком температурном диапазоне. Применение графена позволило ученым успешно реализовать технологию «Heat-Assisted Magnetic Recording». Она предполагает разогрев перезаписываемого слоя, что дает возможность «сжать» биты, записать каждый из них на меньшем физическом пространстве и расположить ближе друг к другу. Таким образом увеличивается плотность записи данных, а графеновая защита сохраняет пластины стабильными, не давая им разрушаться. Британские ученые сообщили, что им удалось достичь плотности записи данных в 10 терабайт на квадратный дюйм. Это примерно десятикратное увеличение в сравнении с современными образцами дисков. И хотя технология еще не готова для коммерческого использования, сам факт такого применения графена открывает возможности для создания совершенно новых накопителей данных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий